Организация музыкального воспитания в летний период

0_961ff_48dc2bac_XL

Формы работы

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:

— организованная музыкальная деятельность;

— самостоятельная музыкальная деятельность;

— музыка в повседневной жизни;

— праздники, развлечения.

В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни.

Организованная музыкальная деятельность –

— дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки.

Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах:

— сюжетно-ролевая игра

Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный
магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;

— игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;

— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)

Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все формы музыкальной деятельности:

— музыка в быту:

• слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;

• самостоятельное музицирование детей;

• утренняя гимнастика под музыку;

• игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения);

5

Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.

— различные виды развлечений:

• «неожиданные» импровизированные праздники;

• беседы-концерты;

• спектакли, театральные постановки;

• игры, развлечения, хороводы;

• празднование дня рождения;

• кукольные и теневые театры;

• досуги.

Предполагаются совместные действия детей и взрослых или только детей.

Музыка звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлен на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления.

Активное же восприятие музыки предлагается во время:

— музыкальных вечеров;

— бесед -концертов (например, темы для бесед: «Сказка в музыке», «Разный дождик», «Музыка и природа» и т. д.);

— тематических концертов;

— музыкальных конкурсов и викторин;

— концертов-загадок

Варианты нетрадиционных форм организации музыкальной деятельности

1. Музыкальные проекты:

— «Маленькие звездочки».

— «Коса -девичья краса».

— «День игры»

— «Фестиваль искусств»

Проектная деятельность концентрируется вокруг тем, включающих основные компоненты воспитания дошкольников. В этих творческих проектах участвуют все группы детского сада, воспитатели, бывшие воспитанники, родители.

1

2. Летние праздники и развлечения

2.1. по краеведческой тематике
Тематическое содержание материала отражает особенности региона, сезонность, страницы народного календаря, социально-значимые события.

Фольклорные праздники («Летняя ярмарка», «Березонька», «Яблочный Спас», «Медовый Спас» и др.). Народные календарные праздники помогают ребенку почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Эти праздники дают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни, они учат бережному и уважи-
тельному отношению к своим предкам, истории народа, природе, родному краю.

Каждый праздник народного календаря организуется в определенный день и знакомит с народными культурными традициями в соответствующей возрасту детей форме. В первую очередь поясняем, что народный праздник — это не всенародный день безделья, а сочетание труда и веселья. Участвуя в фольклорных праздниках, играх, ребята приобщаются к произведениям устного народного творчества.

Раскрывая тему народного праздника, обращаем внимание детей на:

• изменения в живой и неживой природе;

• обрядовые действия;

• нравственную основу.

Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа:

• наблюдение за изменениями в живой и неживой природе,

• рассказы, беседы, чтение легенд, мифов на тему праздника. Например, празднику «Троица» сопутствует рассказ о березе, одном из самых любимых и почитавших у славян дереве; знакомство с песнями и хороводами: «Березка, березка…», «Во поле береза стояла», русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова.

• подбор и разучивание народных игр, стихотворного материала по теме.

• участие, детей в приготовлении оборудования для игр и праздника

spring-9

2.2. экологические («День защиты окружающей среды», «Праздник цветов», «Ребятам о зверятах», «Берегиня», «Ладушка»).

Содержание экологических праздников направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и смеяться от души. Особенность этой группы праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практическую работу. Подготовка и проведение праздников позволяют влиять на все стороны личности ребенка: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы), эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, сочувствия) и практически-действенную (желание и готовность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя в природе).

2.3. Музыкальный проект «Фестиваль искусств»

Старший дошкольный возраст

Цель проекта: создание условий для реализации художественных способностей каждого ребенка.

Задачи проекта:

— формирование представлений о разных художественных жанрах;

— совершенствование художественных способностей детей;

— помощь в реализации детских замыслов в разных видах художественно-творческой деятельности;

— развитие воображения и фантазии;

— стимулирование потребности ребенка в реализации его замысла.

Предполагаемый результат: сюжетно-развлекательный праздник «Фестиваль искусств»

Чтение мифов о древнегреческих музах — покровительницах поэзии, искусства

Стимулирование творческой активности воспитанников (предлагая им ситуации путешествия, «превращения» в кого-либо или во что-либо — дерево, белочку, медвежонка, облачко, и др.).

Опосредованный характер сообщаемой информации также способствует активному ее усвоению.

spring-2

2.4. традиционные тематические («День города», «День рождения А.С. Пушкина», «Я дружу со светофором», «В гостях у солнышка», «Веселый ветерок» , «День рождения детей», «Музейный пикник» «Музыкальный фестиваль» и т. д — дети поют песни, играют, читают стихи, отгадывают загадки, сочиняют сказки, импровизируют под музыку). Такие праздники призваны приучить детей к традициям города, района, вызвать эмоциональный отклик, веселить, доставить радость, эстетическое наслаждение.

Например, краеведческий музей организует общегородской праздник. Детским коллективам (в том числе и группам детского сада) предоставляют возможность продемонстрировать свои достижения: спеть, станцевать, прочие тать стихи, веселые сценки и т. п. Музыкальный фестиваль посвящен одному виду деятельности, например танцу.

Читаем стихи, ставим танцы и инсценировки, проводим занимательные игры, загадываем загадки.

2.5. семейные праздники

Они позволяют укрепить отношения ДОУ с семьей, сплотить детей и родителей. Организуются семейные команды, которые будут участвовать в конкурсах. Все остальные объединяются в группы поддержки. В играх, танцах, чаепитии участвуют и гости, и хозяева. В конце праздника следует подведение итогов конкурсной программы, чествование победителей. Их должно быть много — в разных номинациях.

Примерная тематика семейных праздников:

• «Праздник игры » — к этому празднику родители и дети готовят по одной игре из своей семейной игротеке.

• «Праздник чая» — это одновременно и познавательный, и веселый праздник, который поможет не только узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития, но и просто повеселиться.

• «Праздник домашних питомцев» — на этот семейный праздник дети приносят фото, рисунки, открытки, игрушки, организуется выставка. Дети рассказывают о любимцах, читают стихи, поют песни о животных, играют в игры.

• «Праздник мыльных пузырей»

Музыкальные игры в летний период

Игра — своеобразная школа жизни, способствующая познанию окружающего мира, обучению человеческим отношениям. Игра заставляет принимать решение, делать выбор.

Игровое пространство площадки разделяется на игровые «поляны», обозначенные маркерами — картинками с изображением тех занятий, для проведения которых они предназначены:

— «Хороводная поляна».

— «Музыкальная поляна».

— «Поляна забытых игр».

— «Поляна игр разных народов».

— «Поляна подвижных игр».

— «Поляна настольных игр».

— «Кукольный дом».

Организация музыкальных игр предусматривает тщательную подготовку игрового пространства и предварительное разучивание игр.

spring-7

Взаимодействие с семьями воспитанников:

От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки и науки на личность ребенка, в значительной мере зависит процесс формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.

Заинтересованное отношение педагогического коллектива и музыкального руководителя к своей работе практически всегда находит благотворный отклик в семьях детей. По совету музыкального руководителя родители начинают собирать музыкальную фонотеку, посещают с детьми музыкальные театры, концерты, беседуют с ребятами об услышанном, заботятся о развитии у них музыкального вкуса.

spring-10

Запись опубликована в рубрике Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Новости Интернета, Планирование муз. работы в ДОУ, теория и методика с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Организация музыкального воспитания в летний период»

  1. Юлия говорит:

    Анджела Валентиновна, здравствуйте!!! Скажите, пожалуйста, а нет ли у Вас конспектов по проведению занятий в группах среднего и старшего возраста? Я год работаю муз руководителем в детском саду, но мне не хватает очень много в знаниях! Если есть возможность, помогите, пожалуйста!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *