Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию
детей третьего года жизни в условиях семьи.
Ребёнку пошёл третий год.
Задачи музыкального развития усложняются. На этом этапе родителям необходимо:
• позаботиться о создании у малыша запаса любимых музыкальных произведений, выявить его музыкальные предпочтения;
• продумать условия для полноценного музыкального развития;
• приобщать ребёнка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпеванию простых песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку;
• побуждать малыша к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.
Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетние дети с удовольствием слушают музыку. Ребёнок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слушал песенку.
При слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песенку несколько раз .
Ребёнок растёт и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, выразительную интонацию голоса, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно малыш начнёт понимать, что музыка о чём-то, о ком-то рассказывает, и будет просить Вас сыграть песенку про зайчика или про медведя (если Вы не играете сами, надо иметь соответствующие аудиозаписи). Ну а если их у вас нет? Как быть в таком случае? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов), а потом соотнести понравившуюся Вам музыку с доступными для малыша образами – зайчика, медведя, птички и т.п. Затем предложите ему послушать эту музыку. Но, безусловно, это не оптимальный вариант! Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь записи классической музыки разного характера: спокойного, весёлого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш лучше воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.
А может быть, Вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребёнку повезло. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.
Например: «Серёжа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят: маленькая птичка летит ( играете песенку про птичку, к примеру «Птичка» муз.Т.Попатенко). Пропела птичка песенку и улетела. Идут они дальше, а вот и бабушкин домик. А навстречу им собачка выскочила и залаяла. Серёжа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (звучит песенка про собачку, к примеру «Собачка» муз.М.Раухвергера). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела весёлую песенку («Кто у нас хороший» – русская народная мелодия)» и т.п.
В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о ясной, эмоциональной речи, соответствующей мимике и, конечно, выразительном исполнении музыкальных произведений.
Если слушание музыки в течение года было регулярным, ребёнок сам будет просить Вас сыграть что-либо или включить музыку и с интересом будет слушать её. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу. Предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует только что услышанному.
Желательно, чтобы Вы продолжали развивать у ребёнка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно с Вашей помощью он узнает и запомнит, что у мамы-кошки голос звучит низко, а у маленького котёнка – высоко (аналогично у большой собаки и маленького щенка).
Точно также малыш обнаружит, что по звукам, по ритму, который Вы прохлопываете (простукиваете), можно определить, кто идёт в гости – медведь или зайчик, лисичка или волк.
Можно познакомить ребёнка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Так же и музыка – может звучать тихо или громко. Подобрав соответствующие по величине парные игрушки, можно поиграть в игру «Кто идёт?» Сначала Вы показываете малышу, как ходят большая матрёшка (громко стучите матрёшкой о стол) и маленькая (тихо стучите ею о стол). Затем прячете матрёшек за ширму или предлагаете малышу отвернуться и отгадать, кто идёт, большая или маленькая матрёшка. Чтобы у малыша не снижался интерес к игре, матрёшек можно заменить другими парными игрушками.
В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает по звучанию колокольчик от дудочки, погремушку от барабана.
Предлагая ребёнку задания по различению основных выразительных свойств музыкальных звуков, вы можете поиграть в игру «Есть у нас чудесный дом». Для игры надо сделать дом из картонной коробки и спрятать туда игрушки разной величины (большая птица – маленький птенчик, кошка – котёнок). Затем Вы поёте:
Есть у нас чудесный дом, дом, дом,
И живут игрушки в нём, в нём, в нём.
Миша (имя Вашего ребёнка) к дому
Подойдёт, подойдёт, подойдёт.
Миша спросит: «Кто живёт?
Кто в домике живёт?»
После исполнения песни имитируете голосом, например, пение мамы-птицы (поёте низким голосом «чирик-чирик»). И если ребёнок узнаёт, кто его зовёт, Вы вынимаете из домика птицу и отдаёте малышу. Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В следующий раз Вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек, например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живёт. В случае правильного ответа Вы вынимаете из домика соответствующую игрушку и отдаёте ребёнку. Естественно, что такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.
Напомним, что первоначально Вы всё делаете сами, затем потихоньку начинаете побуждать малыша к совместной деятельности, и лишь потом он сам станет петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть тихо или громко на колокольчике и т.д.
Активнее всего кроха включается в пение. Поэтому прежде всего надо подумать о содержании песенного репертуара. Для ребёнка третьего года жизни желательно подбирать песни с простой и привлекательной мелодией, с конкретным, доступным, интересным для него содержанием. Текст должен быть не только понятным, но и легко произносимым, с повторением отдельных фраз, слогов. Занимаясь с малышом, пойте не более двух-трёх песенок.
Какие песенки хочется петь малышу? Конечно, про любимую кошечку.
Молоко киска пьёт,
Киска песенку поёт,
Лапкой умывается,
В гости собирается: «Мяу, мяу, мяу!»
Удобно петь песенку про лошадку, покачиваясь на качалке:
Я на лошади скачу:
Цок, цок, цок, цок, цок!
Эй, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок, цок!
Если Вы хотите выучить с ребёнком новую песню, помните, что сначала надо дать её послушать (и не один раз). Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с чёткой дикцией и в замедленном темпе, а затем неспешно и последовательно вовлекайте малыша в совместное пение. Попросите его помочь Вам. Непременно после песенки ребёнку захочется выполнить какие-либо движения по тексту песни (это характерно для данного возраста). Похвалите его, если он это сделал. Главное, чтобы ребёнок пел охотно и с удовольствием.
В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности, в частности – в певческой. Например, Вы даёте малышу куклу и предлагаете послушать песенку про его любимую куклу Катю:
Катю очень я люблю,
Кате песенку спою.
После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, под которую ребёнок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает спать).
Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм Ваш малыш привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в её характер и самостоятельно действовать. И, конечно, ребёнку будет легко играть с Вами, если такое общение будет постоянным.
Не меньшей популярностью у детей пользуются пляски под музыку. Они с удовольствием пляшут под песни, выполняя соответствующие тексту несложные движения: топают ножками, хлопают, полуприседают – эти движения естественны для маленьких.
Ребёнок любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой
Можно, взяв в руки куклу, показать малышу незатейливый танец, напевая:
У меня есть кукла Катя,
Я её люблю.
Приглашу её на танец,
С нею попляшу.
Под весёлый припев выполнять движения, соответствующие тексту:
Ножкой топ, топ, топ,
Ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
А потом прыг, прыг –
Покружились все мы вмиг.
Удобно танцевать со старшей сестрой, которая напевает:
У меня сестрёнка Таня (есть брат Серёжа),
Я её (его) люблю.
Приглашу её (его) на танец,
С ней (ним) я попляшу!
Ребёнку понравятся танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками. Ими можно помахивать над головой, кружиться с ними, прятать их за спинку. Если малыш затрудняется, покажите ему эти движения. И, конечно же, поощряйте любое движение, самостоятельно придуманное малышом.
Как и прежде, Ваш малыш любит играть. Позаботьтесь, чтобы он помнил такие знакомые игры, как «Мишка, что ты долго спишь?». Теперь малыш с удовольствием подпевает Вам повторяющиеся слова песенки. Не забывайте, что маленькие дети довольно консервативны, они предпочитают играть в уже известные им, хорошо усвоенные игры.
Естественно, разучивайте и новые игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и лиса», «Цыплята и кошка», в которых первая часть предполагает выполнение образных движений, а во второй – малыш убегает от лисы, кошки.
Раз весёлые цыплята
По двору гуляли
И весёлые цыплята
Кошку повстречали.
Кошка, кошка, убегай!
Ты цыпляток не пугай!
Кошка, кошка, кошка, брысь!
– Эй, цыплята, берегись!
Малыш идёт по комнате, руки согнуты в локтях, кисти – на плечах, это «крылышки».
Останавливается, поворачивается лицом к кошке.
Грозят кошке пальчиком.
Кошка догоняет «цыплёнка».
По лесной лужайке
Разбежались зайки
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
Сели зайчики в кружок
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
Вот бежит лисичка,
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки!
Зайки прыгают по полянке.
Присаживаются, роют “лапкой”
Лисичка бегает вокруг зайчиков.
Лиса: Вот вы где, зайчатки! Сейчас всех догоню! (Лисичка догоняет зайчат)
По-прежнему нравится ребёнку игра в прятки. Под весёлую плясовую (грамзапись) Вы с малышом танцуете, по окончании музыки предлагаете ему спрятаться. Он может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем Вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет…» Наконец находите! Общая радость, ликование. Снова включаете музыку, игра продолжается.
В домашнем театре звучит всё более разнообразная музыка, ребёнок сам наряжается, используя для изображения персонажей элементы костюмов.
Итак, на третьем году жизни ребёнка происходит дальнейшее развитие музыкальности, и многое зависит непосредственно от Вас.
Считайте, что Ваши усилия не пропали зря, если Ваш малыш:
Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, с радостью узнаёт знакомую мелодию;
Различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания;
Любит петь знакомые песни, поёт эмоционально. В зависимости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы.
Поёт самостоятельно в повторяющейся игровой ситуации. Чаще всего ребёнок этого возраста не пропевает верно мелодии, однако не останавливайте его, главное – поддерживать его желание петь;
С удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один. Выполняет несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или согласно тексту. Охотно участвует в играх под музыку.