Многих родителей терзают сомнения по поводу того, стоит ли нагружать такого кроху занятиями и не повредит ли ему нагрузка. Специалисты сходятся во мнении, что развивающие занятия окажут на кроху только благотворное влияние. Однако помните, что ни в коем случае не стоит заставлять ребенка выполнять какое-либо задание, оптимально провести его в форме веселой и увлекательной игры. Опыт показывает, что чем раньше вы начнете занятия, тем лучше. Специалисты по раннему развитию уверены в том, что с малышом можно заниматься практически с первых дней жизни.
0-3 месяца
Уже с самого рождения малыш усиленно развивается физически и умственно, он готов к общению, взаимодействию и игре. Любовь и забота, которую Вы дарите своему малышу в первые месяцы его жизни, совершенно необходимы для его социального, умственного и физического развития, к тому же они приносят фантастическую радость Вам двоим. Играя, дети обнаруживают и вырабатывают определенные навыки и способности, получают представление об окружающем мире и учатся новому. Начинать занятия — игры с ребенком никогда не рано!
На протяжении всего раннего возраста занятия с детьми направлены на решение следующих задач:
- развитие речи, расширение ориентировки в окружающем;
- развитие деятельности анализаторов (сенсорная культура);
- развитие движений;
- усложнение различных видов и форм деятельности (действия с предметами, зачатки изобразительной и конструктивной деятельности);
- создание положительно эмоциональных состояний.
Новорожденный ребенок много спит независимо от времени суток. Примерно с четырехнедельного возраста в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд взрослого он начинает улыбаться, и это значит, что у него уже появилось зрительное и слуховое сосредоточение. С этого времени особенно необходимо систематическое общение взрослого с ребенком, которое частично протекает в форме очень коротких занятий, направленных на формирование этих важных функций.
Сначала игры и занятия проводятся преимущественно в манеже. Предварительно нужно убрать игрушки, в которые ребенок играл самостоятельно, чтобы они его не отвлекали, позаботиться о том, чтобы ребенок был удобно одет, и проверить, сухой ли он.
Иногда можно позаниматься с ребенком на пеленальном столике. Например, во время переодевания младенца, не умеющего удерживать голову, положить на несколько секунд на живот. Можно заниматься также, держа ребенка на руках, с целью повеселить его. Для развития понимания речи полезно показывать ему что-нибудь в комнате (часы, куклу, картину).
Ребенок рождается с органами чувств, более или менее готовыми к восприятию внешних раздражителей. Сравнительно более зрелыми являются вкусовой, обонятельный, кожно-тактильный анализаторы, а также вестибулярный аппарат, ведающий положением тела в пространстве. Анализаторы, действующие на расстоянии (зрительный и слуховой), развиты слабее.
Ребенок жмурится от яркого света, вздрагивает от громкого звука, но не различает предметов и не реагирует на слабые звуки. Постепенно зрительный и слуховой анализаторы развиваются под влиянием внешних впечатлений, общения со взрослым и специальных игр-занятий.
Начиная с 3-4-недельного возраста можно учить сосредоточить взгляд ребенка на предметах, движущихся перед его глазами. Поэтому для развития зрительного сосредоточения следует с 3-4 недель ненадолго подвешивать над детской кроваткой яркую игрушку и двигать ее в различных направлениях. После 4 недель жизни у ребенка возможно зрительное сосредоточение на находящейся в движении яркой цветной игрушке. Игрушки надо подвешивать на высоте 45-50 см перед ребенком, под углом зрения 45°.
Более успешно зрительное сосредоточение развивается в сочетании со слуховым. Именно поэтому лучшей игрушкой в этом возрасте является яркая погремушка, приятно звучащая при потряхивании, или же подвешенный на яркой ленте легкий мелодичный колокольчик.
Новорожденный ребенок не умеет удерживать голову. Для развития этого умения следует с 4-5 недель несколько раз в день выкладывать малыша на живот, чтобы он приподнимал голову. Как только он ее опустит, нужно перевернуть его на спину. Когда ребенок сможет длительно удерживать голову, его следует большую часть времени держать в положении на животе. К 3 месяцам ребенок обычно свободно лежит на животе, упираясь на предплечья. Для развития умения удерживать голову в вертикальном положении следует несколько раз в день брать ребенка на руки.
Положительный эмоциональный комплекс
Цель. Вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.
Ход занятия. Перед началом занятий мама кладет ребенка в манеж. Она наклоняется над лежащим на спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.
В конце первого — в начале второго месяца жизни ребенок отвечает матери только улыбкой. При ежедневном повторении данного занятия на протяжении 2-го и 3-го месяцев ребенок прислушивается к голосу взрослого, сосредотачивает свой взгляд на его лице, начинает издавать радостные звуки, быстро и ритмично двигать руками и ногами, т.е. у него появляется “положительный эмоциональный комплекс”, или “комплекс оживления”.
Одним из наиболее простых упражнений, укрепляющих мышцы шеи и спины у малыша, является ежедневное выкладывание ребенка на животик. Месячного карапуза можно так тренировать до трех раз в день. Продолжительность упражнения в этом возрасте составляет 5-10 секунд, а к трем месяцам она увеличивается до 30 секунд.
Удерживание головки
Цель. Развивать умение поднимать и удерживать голову, лежа на животе.
Ход занятия. Ребенок находится на пеленальном столе или в манеже. Мама выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине малыша под лопатки и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку и поправляет ею ручки малыша.
Для переворачивания ребенка обратно на спину мама берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку.
Удерживание головки при вертикальном положении ребенка
Цель. Развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении. Занятие проводится на пеленальном столе или в манеже.
Ход занятия. Мама обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки его голову. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу. Затем отводит левую руку и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Держа ребенка таким образом, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, мама прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка и плавно опускает на стол. Когда малыш сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку.
Полезны и упражнения, когда мама двигает ручками и ножками ребенка. Например, она может играть с малышом в «ладушки», разводя его ручки в стороны, а затем соединяя их на груди.
Существуют и упражнения на развитие хватательного рефлекса, ребенок 2 месяца жизни уже может выполнять их. Для таких занятий мама использует либо свои пальцы, либо погремушки, которые отлично захватываются детской ручкой. Малыши с удовольствием хватают то, что попадает им в ладошку. Мама может разводить ручки ребенка в стороны, тем самым, тренируя его двигательные навыки.
Используя хватательный рефлекс, хорошо делать упражнения для тренировки мышц шеи и спинки малыша. Для этого мама осторожно поднимает вверх ручки ребенка, заставляя его немного приподнять шею, головку и верхнюю часть туловища.
Таким же образом следует разрабатывать и ножки ребеночка. Мама может заниматься с малышом, лежащим на спине, «лыжами», «бегом» или «ходьбой». Разумеется, двигать ножками ребенка следует очень осторожно, не прикладывая особых усилий. Мама берет его за голени и плавно делает шажок за шажком.
Хорошо, если она при этом слегка массирует стопы малыша. Массажные упражнения приносят развитию ребенка огромную пользу, они значительно улучшают циркуляцию крови и активизируют физиологические процессы, происходящие в организме малыша.
Ребенок 3 месяца может уже немного приподниматься на локтях, лежа на животе. Это прекрасное упражнение, поэтому несколько раз в день следует выкладывать ребенка на животик на некотором расстоянии от яркой, интересной игрушки.
Отличным развивающим двигательные навыки упражнением является переворачивание на бок. Малышам второго месяца жизни мама помогает переворачиваться на бочок из положений лежа на спинке и на животе, а ребенок 3 месяца иногда уже самостоятельно может переворачиваться с животика на бочок, например, для того, чтобы достать игрушку.
Игрушка в данном возрасте является основным двигателем развития, она помогает формировать у ребенка 3 месяца и зрительные навыки, и концентрацию внимания. Яркая погремушка в руках мамы поможет удерживать внимание малыша в течение некоторого времени. Лежа на спине, он тянется ручками вверх, чтобы достать ее, а, лежа на животе, приподнимается на локтях, чтобы лучше видеть предмет своего интереса.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
К 2,5—3 месяцам надо приучать ребенка поднимать и удерживать головку, поощрять движения на животе.
I. Массаж рук — поглаживание
2. Массаж груди — поглаживание
3. Массаж живота — поглаживание
4. Массаж ног — поглаживание
5. Вызывание зрительного рефлекса яркой игрушкой
6. Поворот ребенка на бок (ножки держать вилкой), рефлекторное прогибание позвоночника — большим и указательным пальцами вдоль позвоночника от крестца к шее — ребенок прогибается 1-3 раза.
7. Парение на спине — ребенка приподнимают на ладонях — он рефлекторно сгибает ножки к животу, голову тянет вперед.
8. Массаж стоп — поглаживание.
9. Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.
10. Массаж спины — поглаживание.
11. Рефлекторное ползанье — ребенок лежит на животе, к стопам подставляют прямую ладонь, от которой и отталкивается ножками.
Для малышей с рождения можно приобрести развивающий коврик tiny love, который будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка, координации движения, зрительных навыков.
С момента рождения малыш уже может поворачивать головку, услышав голос мамы, знакомый ему ещё с того времени, когда он находился внутри. Он может узнавать знакомую музыку, например, мелодию, которая звучит в Вашем любимом сериале. Новорожденные всматриваются в лица людей, малышу достаточно даже одного дня для того, чтобы научиться узнавать лицо мамы и отличать маму от незнакомых людей. Что более удивительно, если Вы покажете язык только что родившемуся малышу, он, скорее всего, повторит за вами это действие, высунув свой язычок в ответ. Это будет первая игра в его жизни. Помните, что даже самые маленькие дети любят общение. Копируйте жесты и мимику малютки, говорите с ним на его языке.
Несмотря на то, что дети в раннем возрасте ещё не могут самостоятельно дотянуться до игрушки и взять ее в ручки, им нравится смотреть на то, как Вы покачиваете игрушечным медвежонком или погремушкой у его кроватки, развлекая его. Но не стоит забывать о том, что сейчас ребенок нуждается в большом количестве сна, он легко утомляется. Внимательно следите за поведением своего малютки, чтобы не переутомить его. Если ребенок начинает смотреть по сторонам или капризничает после нескольких минут игры, дайте ему отдохнуть.
Рекомендуемые игры:
· Носите малыша на руках так, чтобы он видел, что происходит вокруг, танцуйте и покачивайтесь с ним в такт музыке.
· Разговаривайте с ребенком и пойте для него – со временем, когда он станет старше, изображайте комичные гримасы, прыгайте, веселите малыша, заставляйте его смеяться.
· Играйте с малышом, ласково щекочите ребенка, пробегая пальцами по его животику.
Рекомендуемые игрушки:
· Подвесные музыкальные вращающиеся погремушки над кроваткой ребенка будут способствовать развитию зрительной координации.
· Детский манеж с подвесной игровой аркой будет стимулировать ребенка к тому, чтобы дотягиваться до игрушек и стучать по ним.
· Игровой мат, состоящий из материалов с различной текстурой, помогает ребенку познавать окружающий мир.
· Небьющееся зеркало, отражающее смешные детские гримаски, удовлетворяет желание ребенка наблюдать за лицами.
· Держательная погремушка демонстрирует причинно-следственную связь.
· Книжки с яркими цветами веселы, как для совместного чтения, так и для хватания.
· Мягкие, текстурные игрушки легко сжимать и трясти. Таким образом, игрушки стимулируют хватательный рефлекс.
Внимание, которое родители уделяют своему двух или трехмесячному ребенку, время, потраченное на занятия с карапузом, позволят малышу быстрее развить стандартные двигательные навыки.
Развитие ребенка 2 месяца жизни продолжается с исследования им всего, что происходит вокруг. Пока он только наблюдает: смотрит, слушает, иногда пытается попробовать на вкус.
Взгляд малыша в этот 2 месяц уже может удерживать движущиеся предметы. Ребенок с удовольствием следит, как приходит мама, как она двигается по комнате в пределах его видимости.
Малыш вполне осознанно радуется склонившимся к нему родителям, его улыбка выражает удовольствие от их присутствия. Она уже не редкость, и ребенок может дарить ее всем, кто ему симпатичен.
Описывая развитие ребенка 2 месяца, следует заметить, что дети развиваются по-разному. Одни — быстрее, другие – медленнее, одни – делают скачки в развитии, другие – плавно постигают основы физического и психического плана. Поэтому понятие нормы не является некой непреложной истиной, а обладает гибкими контурами.
Эта гибкость позволяет характеризовать развитие малыша в любой период его детства в рамках среднестатистических событий и достижений детей в этом возрасте. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок на 2 месяце редко дарит вам улыбки. Возможно, он просто очень серьезный молодой человек!
В конце 2 месяца жизни малыш начинает интересоваться звучащими игрушками. Он поворачивает голову на звук и пытается следить за его источником. Погремушки, подвешенные над кроваткой, будут интересовать его гораздо больше чем месяц назад. Вероятно, он даже попытается поднять ручку и дотронуться до них.
Все свои открытия и действия ребенок 2 месяца жизни может выполнять под аккомпанемент попыток произнесения гласных звуков. Его пение кажется бессмысленным, но на самом деле малыш пробует произносить звуки, которые слышит от взрослых: ааааа-эээээ-ууууу. Такая распевка предшествует гулению, поэтому стоит помочь ребенку и тоже попеть гласные вместе с ним.
На 2 месяце малыш больше времени проводит, бодрствуя, поэтому он значительно больше двигается. Может, например, сам разжать кулачок и тут же засунуть высвободившийся пальчик в рот. Хватательный рефлекс проявляется в фактах захвата маминых волос или папиных пальцев.
На 2 месяце жизни малыш способен уже сам повернуться из положения лежа на боку на спинку. Это происходит, конечно, не осознанно, однако, характеризует физические навыки малыша.
Развитие ребенка 2 месяца ознаменовывается и тем, что он продолжает улучшать свои способности: самостоятельно приподнимать и удерживать головку в положении лежа на животе. Его рекорд может достигать 10-20 секунд.
Эти достижения будет совершенствоваться ребенком в следующие месяцы жизни, а пока он доволен тем, что рядом с ним мама, что ему тепло, сухо и он сыт.
На 3 месяце жизни малыш начинает по-настоящему гулить. Звучащие ранее гласные превращаются в слоги: гу, агу и т.д. Ребенок может несколько минут поддерживать такой разговор с благодарным собеседником.
Вообще малыш начинает требовать больше внимания. Он смеется и улыбается, когда мамочка обращается к нему, и вполне может громко расстроиться от недостатка внимания.
Игрушки над кроваткой наконец-то находят своего благодарного почитателя. Бодрствующее чадо будет с удовольствием трогать их ручками, тянуться к ним, греметь и т.д.
Погремушка сможет отвлечь ребенка от плохого настроения на несколько минут. Однако она должна быть чистой, поскольку развитие ребенка 3 месяца основано на оральных ощущениях, т.е. малыш все воспринимает через вкусовые рецепторы, расположенные во рту. Поэтому игрушки должны быть безопасными: из прочного экологически чистого материала, не иметь мелких деталей.
Лежа на животике в кроватке, малыш уже может приподниматься на локтях на несколько секунд. Это значительно расширяет его обзор и позволяет не выпускать из виду главного человека в его жизни – маму.
Действия ребенка в 3 месяца становятся более осознанными. Если возникнет необходимость что-то лучше рассмотреть, малыш может из положения лежа на спине перевернуться на бок. Так гораздо удобнее тянуться за игрушкой.
Часто малыша можно застать за разглядыванием собственных ручек – они уже не плотно сжаты в кулачки. Ладошки теперь раскрыты и ищут новых ощущений. Маленькие пальчики пытливо трогают и исследуют не только игрушки, но и себя.
В таких исследованиях мама может стать незаменимым помощником. Кто еще расскажет и покажет, где носик у крохи, а где у мамы?! Естественно такая демонстрация должна сопровождаться тактильными ощущениями – малыш обязан все потрогать. Совместные игры можно сопровождать детскими песенками, пестушками, которые будут открывать для ребенка мир новых знаний.
Обычное развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он уже может упираться ножками, когда его поддерживают за подмышки. В таком положении можно поиграть в игры, связанные с навыками ходьбы, каждый упор ножками, сопровождая строчкой пестушки. Ребенку очень понравится такая игра еще и потому, что он будет пребывать в стоячем положении, из которого видно гораздо больше, чем лежа.
Головку малыш уже может поддерживать самостоятельно и поворачиваться на любые раздражители: звук, свет. Причем развитие ребенка 3 месяца предполагает, что он отличает разговор людей от звуков музыки.
Действия малыша на 3 месяце жизни становятся все более осознанными, возрастает тяга к исследованию себя и окружающего мира.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
1. Слушание музыки.
Музыкальное приветствие «Доброе утро»
Доброе утро, сладенький мой.
Доброе утро, сыночек дорогой.
Мы уже проснулись да-да-да,
Сладко потянулись да-да-да.
Доброе утро, сладенька моя.
Доброе утро, доченька моя
Все уже проснулись да-да-да,
Маме улыбнулись да-да-да.
Ласково пробуждаем малыша, напевая ему нежную песенку.
2. «Потягушеньки» — первые нежные прикосновения
Потягушеньки моей душеньке,
Тянем ноженьки, тянем рученьки.
Сон скорей уйди, сила приходи,
Улыбнись, глазок, хоть один разок.
Поглаживаем малыша, негромко напевая ему песню.
3. Упражнение на развитие зрительного и слухового сосредоточения.
«Колокольчик»
Наклонившись над ребенком, мама негромко и ласково напевает без слов
«ля-ля-ля» и играет небольшим колокольчиком.
Вначале это вызывает слуховое сосредоточение ребенка, а в дальнейшем – все более устойчивое внимание, прислушивание и отыскивание взглядом источника звука.
4. Игра – пляска «Во саду ли в огороде» русская народная плясовая
Держа ребенка на руках, тихонько двигаемся пританцовывая в такт музыке.
5. «Колыбельная песенка» — поглаживая равномерно тельце ребенка в ритме музыки, напеваем нежную песню.
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
(проигрыш)
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
(проигрыш)
Баю-баю, баю-баю, баю
Песню напеваю.
Мы уже устали,
Долго все играли.
Такое чередование в звучании веселой народной плясовой и спокойной колыбельной позволит в дальнейшем малышу различать веселый и спокойный
характер музыки.
Далее в течение дня звучит приятная благозвучная музыка:
— во время кормления (для мамы и малыша);
— во время бодрствования;
— при купании и др.
Анджела!Спасибо за вашу щедрость! Я мама 4-х деток. Получила музыкальное и педагогическое образование. мне предложили работать в детском клубе- проводить музыкальные занятия в 2-х группах: от 6 мес-до 2 лет и с 3-6 лет. У меня не было такого опыта ( кроме своих детей) но очень хочется, чтобы у меня получилось! С благодарностью к вам и с предложением дружить!
С уважением,
Петровская Екатерина из Юрмалы (Латвия)