Развивающие игры с детьми от рождения до года

Развитие ребенка до года

Как добиться того, чтобы ваш малыш с первых дней жизни рос здоровым, крепким, жизнерадостным, как построить общение с ним, ещё не умеющим ни говорить, ни ходить, установить и поддержать доверительные отношения, научить воспринимать окружающий мир, одним словом, как добиться того, чтобы между вами и вашим ребенком сохранился единственно верный диалог – диалог любви?

Новорожденный младенец ещё не умеет радоваться появлению матери, его взгляд только кратковременно фиксирует её лицо, его крик адресован всем и никому конкретно.

Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце первого, начале второго месяца жизни. Физическое соприкосновение со взрослым – поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание; яркая игрушка, голос матери, её пение, ласковый разговор с ребенком настраивают его на первые эмоционально-положительные ответные реакции. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.

Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, вы стимулируете в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Наблюдайте за своим малышом, чтобы выбрать для него самые подходящие игры.

С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ ДО  3-х МЕСЯЦЕВ

Игры для поддерживания доверительных отношений, стимулирования улыбки, «комплекса оживления».

Игра «Наша птичка». Во время переодевания или купания малыша приговаривайте:

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

(Е.Благинина)

Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка.

Игра «Кто у нас хороший?» Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой «на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Машенька хорошая!

Машенька пригожая!

Игры, развивающие зрительное восприятие.

Игра «Вслед за бантом» Понадобятся разноцветные (красный, фиолетовый, оранжевый, зеленый) банты на лентах длиной 40-50 см.

Привлеките внимание малыша к яркому банту, приближая его на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Убедитесь, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещайте бант вправо, а затем влево.

Игра «Где мама?» Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите ручку ребенка, обхватив её за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте разговаривать с ним и ласкать его.

Убедившись, что малыш смотрит на вас, отклоняйтесь вправо и влево, напевая что-нибудь.

Игра «Ты, колечко, покружись!» Приготовьте кольца от пирамидки, надетые на палочку длиной 40-60 см.

Привлекая внимание малыша к игрушки, вращайте её, потряхивайте. Перемещайте игрушку достаточно медленно и плавно, так чтобы малыш успевал за ней прослеживать, и приговаривайте:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись.

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя никак!

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

Игра «Бубенцы» Здесь понадобятся бубенцы (или бубен, свирель, погремушки, деревянные ложки, неваляшка и др.)

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы малыш мог ещё и видеть игрушку. Дайте звуку затихнуть. Позвените за спиной. Посмотрите на ребенка – прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив движения. Позвените ещё раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите игрушку ребенку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Через 3-4 дня игрушку можно сменить.

Игра «Высокие и низкие звуки» Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бёдрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите те же слова нежным. Но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса.

Играя в эту игру, ваш малыш начнет прислушиваться более длительно к высоким и низким звукам вашего голоса.

Игра «Забава» (Стимулирование гуления) Привлеките внимание к своему лицу. Высуньте язык, сделайте им «болтушку». Открывайте рот. Пропевая звуки «А-А», «О-О», пропойте «У-У-У». Вытягивая губы трубочкой. Надуйте щёки и фыркайте. Малыш, видя ваши забавные действия. Обязательно через некоторое время начнет подражать вам.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность.

Очень важно научить малыша правильно двигаться, пока он ещё мал. Во избежание однобокости берите малыша попеременно то левой, то правой рукой.

Упражнение «На руках» Малыш находится на руках взрослого «на весу», лицом вниз: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться её удержать:

Ой. качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи.

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (имя ребенка) мы не отдадим,

Детка (имя ребенка) нам нужна самим.

Упражнение на мяче. Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед-назад.

Упражнение «Брыкаемся». Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что лежишь? Пляши и ты!

Игры и упражнения, развивающие движения пальцев и руки.

Игра «Привет, ладошка». Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка, целуя их:

Настало утро. Солнышко встало.

Эй, братец Федя, Разбуди соседей!

Вставай, Большак! Вставай, Указка!

Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка!

Игра «Щекотка». Пощекочите перышком, кусочком ваты или кисточкой кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду!

Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот. В укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.

ПОМНИТЕ: Игра должна быть забавной и весёлой. Малыш должен радоваться, а не плакать! Подойдите к игре творчески и обязательно делайте это искренне и весело!

В ВОЗРАСТЕ с 3-х до 6-ти МЕСЯЦЕВ

К 2-3 месяцам жизни малыш в ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза матери, оживленно двигает ручками и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления». Он способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребёнка.

К 4-5 месяцам у малыша начинает складываться дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. К этому же времени начинает формироваться чувство привязанности к матери.

К 5-ти месяцам малыш может захватывать и удерживать игрушку в руке, может различать цвета, величину и форму предметов, а самое главное, узнавать близких людей, различать «своих» и «чужих».

В период от 3-х до 6-ти месяцев развития ребёнок овладевает подготовительными движениями к ползанию. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, осваивая то или иное движение.

Игры для поддерживания доверительных отношений, стимулирования «комплекса оживления» (во время кормления, переодевания, купания и укладывания на сон).

Игра «Кашкой угощаем». Когда наступает время приучать малыша к еде из ложки, делайте это не спеша. Вначале покажите ему ложку, дайте потрогать. Поднесите ложку к своему рту, приговаривая: «Ам-ам, ам-ам». Возьмите в ложку немного еды и поднесите ко рту. Кормите малыша, ласково напевая:

Умница, Катенька.

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

мягкую, душистую!

Игра «Куп-куп!» Когда вы несёте малыша в ванночку, приговаривайте:

Кто тут будет куп-куп,

(Потрогайте ручкой ребёнка водичку, похлопайте его ладошкой по поверхности воды.)

По водичке – хлюп-хлюп?

В ванну быстро – прыг-прыг,

В ванне ножкой – дрыг-дрыг!

Намыливая малыша, напевайте:

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

(С.Капутикян)

Колыбельная. Пение колыбельной, легкое покачивание или поглаживание животика, спинки или ручки малыша развивает его доверие к вам. Вначале для малыша в колыбельных песенках важна интонация, а позже – её слова.

Напевайте колыбельную ежедневно перед сном.

Люли, люли, люленьки.

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон.

Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет детка крепко спать.

Игры, развивающие зрительное восприятие.

Вынимание разноцветных игрушек из ведерка. Вам понадобятся пластмассовое ведёрко и разноцветные игрушки: шары, кубики, брусочки, кольца (можно использовать пластмассовый конструктор).

Вместе с малышом вынимайте предметы из ведёрка, называя их, ощупывая, перекладывая из руки в руку.

Игра «Где ты, носик?» Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребёнку в зеркале его отражение, дотрагиваясь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты. ротик?

Щёчка, щёчка!

Где ты, щёчка?…

(Г.Лагздынь)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

Игра «Под платочком». Положите малыша на диван или большую кровать, а сами лягте напротив него. Вам понадобится цветной платок или пеленка. Закройтесь платочком, позвав малыша по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и мамочка!». Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя платок, повторив малышу всё, что вы ему только что говорили. Играйте в эту игру, и ваш малыш научится узнавать вас по голосу.

Игра «Мы зовём детку». Играйте в эту игру втроём, положив малыша на диван или большую кровать. По очереди зовите малыша по имени, нараспев, ласково произнося его имя. Когда малыш повернёт голову в вашу сторону, спросите: «Где у нас детка (имя ребёнка)? Вот детка (имя ребёнка)». Похлопайте его ладошкой по груди. Играя в эту игру, вы научите малыша эмоционально реагировать на своё имя.

Игра «Бубен с лентами». Приготовьте бубен с цветными лентами. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Малыша положите на колени лицом к себе. Позвените бубном с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку бубна, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть бубен и еще раз его звук. Повторите игру 2-3 раза подряд. Через 3-4 дня возьмите другую звучащую игрушку.

Игра «Шуршащая бумага». Вам понадобится pазличная бумага: фольга, обеpточная бумага, бумага для компpессов, писчая бумага. Пошуpшите бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть эту бумагу и еще раз услышать ее шуpшание. Повторите игру 2-3 раза подряд, меняя бумагу.

Игра «Деревянные ложки». Приготовьте для игры деpевянные ложки. Положите ребенка на живот. Постукивайте ложками справа или слева от него. Если малыш не пытается повернуть голову, помогите ему. Поверните его голову на звук ложек, предоставьте ему возможность увидеть их.

Игра «Кто зовет малышку?». Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или большую кpовать, а сами пpилягте pядом, но так, чтобы он вас не видел. Пусть вначале мама позовет малыша, нежно и ласково, наpаспев пpоизнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка». Предоставьте ребенку возможность поpадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. Затем пусть папа позовет pебенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша.

Чтение потешек. Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторите игру 2 — 3 раза, пока ребенок проявляет к ней интерес. На 4 — 5 день целесообразно поменять потешку. Используйте следующие стишки и прибаутки:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет

Тебе хвостик отгрызет!

Уж, ты, серенький коток,

Не ходи ты в погребок

По сметану, по творог,

У нас скоро придет зять,

А сметаны негде взять!

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Игра “Вот наша детка”. В эту игру хорошо играть втроем. Возьмите малыша на руки. Пусть второй взрослый, прячась за вашей спиной, позовет малыша, сказав: “Где наша детка?”, появится из-за другого плеча взрослого: “Вот наша детка (имя ребенка)”. И вновь спрячется. Так, прячась и появляясь, нараспев, с разными интонациями произнося имя малыша, вы научите его радоваться тому, что произносят его имя.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность.

По мере приобретения малышом навыков сидения, ползания, стояния и ходьбы всё большее внимание следует уделять тренировке реакций равновесия.

Упражнение «С опорой на кисти рук». Если малыш умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

У детей с преимущественным поражением одной руки тренируют опору на ладошку более слабой руки.

Игра «Чики-чики-чикалочки…» (Тренировка равновесия) Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щёлкает орешки.

Игра «Браслет». ( Можно использовать различные детские резиночки для волос с деревянными или пластмассовыми украшениями) Наденьте браслет на ручку малыша. Подтолкните или приподнимите локоток ребёнка так, чтобы он мог увидеть этот браслет. Дайте ему возможность последить за совей рукой. Когда вы убедитесь, что малыш не пытается схватить браслет другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по направлению к игрушке, помогите ему захватить свою противоположную ручку и потянуть за браслет.

Игра «Пальчики погладим». Малыш находится на диване, на коврике в позе «на спине». Спросите его: «Где твои ножки?», помогите ему захватить свою ножку рукой и потянуть её на себя. Пощекочите его пальчики на ножке, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальчики руками. Чтобы побудить малыша к действиям, можно вначале нежно растереть пальчики его ног, напевая:

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так,

Мы пальчики потрём,

Так-так и вот так!

Игра “В полюшке за бугром…”. Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребенка в свои руки, напевая веселую песенку, двигайте ножки ребенка вперед-назад:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха чуть жива:

«Ох, ох, силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Игра «Hенаглядненький». Hаклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его.

Улыбаясь, напевайте:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Обращаясь к мальчику:

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек

Обращаясь к девочке:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Смотрите малышу в глазки, напевайте потешку с ласковой улыбкой, называя ребенка по имени. Во второй части игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребенка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов «комплекса оживления».

Игра «Вздумалось детке…». Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Выполняя pазличные действия pучками pебенка, пpопевайте их. «Вздумалось детке ушки потpогать, ушки потpогать. Вот как, вот как, ушки потpогать». Дотpоньтесь pукой малыша до своих ушей. «Вздумалось детке щечки потpогать, щечки потpогать. Вот как, вот как, щечки потpогать». Hадуйте свои щеки, когда pучки pебенка до них дотpонутся, с шумом подуйте. И т.д.

Игра «Прыг-скок» Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая — ягодицы. Поднимая малыша вверх на вытянутых руках, приближая его лицо к своему, играя в «бодашки», напевайте песенку:

Прыг-скок, прыг да скок,

Села птичка на дубок.

Посидела на дубочке,

Отдохнула в холодочке,

Малых деток позвала:

Червячков я принесла.

Игра «Кадриль». Малыш находится на ваших вытянутых руках — одна рука придерживает его грудь, а другая — таз. Поднесите ребенка к кому-то из членов семьи, попросите его пообщаться с ребенком, пощекотать, потормошить. привлекая к нему внимание. А затем потанцуйте «Кадриль». Напевая веселую песенку, легко подбpасывайте малыша, приближая его лицо к лицу взpослого и удаляя от него:

На мосточке у овражка

Повстречались два барашка.

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

Два барашка!

-Ой ты, братец круторогий,

Что стоишь ты на дороге?

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

На дороге?!

При последних словах пощекочите малыша. Ручками ребенка погладьте лицо близкого взрослого.

Привносим в общение новизну и остроту ощущений

Игра «Топ, топ, топоток…». Малыш находится на ваших вытянутых руках — одна рука придерживает грудь ребенка, а другая — его таз. Подбpасывайте pебенка ввеpх, напевая или пpиговаpивая:

Топ, топ,

Топоток,

Еду, еду,

Путь далек.

Не шажком,

Не бегом,

А на палочке

Верхом!

Игра “Летал мотылек…”. Лягте на пол, положите ребенка себе на грудь, покачайте из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела то на одну руку и ногу, то на другие. Следите, чтобы при сохранении равновесия ладошка полностью была раскрыта и плотно прилегала к полу. Напевайте ему песенку:

Летал мотылек,

Порхал мотылек,

Присел отдохнуть

На душистый цветок.

Летал мотылек,

Порхал мотылек,

Присел подремать

На прохладный пенек!

Игры, развивающие зрительное восприятие

Игра с колечками. Вам понадобится плоское кольцо-прорезыватель. Пpикpепите к нему колокольчики и ленту, за которую Вы будете держать колечко. Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги согните. Малыша положите к себе на колени лицом к себе. Покажите ему колечко, покpутите его, потpясите. Пеpемещайте его по кpугу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за движением игрушки.

Игра с наручными куклами. Для игры вам необходимы куклы-перчатки, или куколки, котоpых надевают на палец. Сядьте на пол, ноги согните. Малыша положите на колени лицом к себе. Hаденьте куклу на pуку или на палец. Пеpемещайте ее пеpед малышом впpаво-влево, ввеpх-вниз и по кpугу. Каждый pаз, когда малыш сумеет пpоследить за тем или иным движением, начинайте игpушку пеpедвигать по — дpугому.

Игра «А кто у нас умный…». Положите малыша на живот на пеленальный стол у кpая так, чтобы голова свешивалась. Пpи необходимости дpугой взpослый стpахует его, чтобы он не заваливался на бок или не упал с кpая стола. Пpисядьте пеpед pебенком, чтобы он видел Ваше лицо. Позовите его справа — слева, спойте ему песенку, добиваясь поворотов его головы в Вашу сторону:

А кто у нас умный?

Кто у нас разумный?

Ваня (Таня) у нас умный(ная),

Он(а) у нас разумный(ая).

Игра «Повороты головы». Приготовьте для игры неваляшку. Положите малыша на живот. Покажите ему неваляшку, дайте ему возможность ее увидеть, поднимайте игрушку медленно вверх, а затем опускайте вниз. Повторите игровые действия несколько раз, напевая песенку:

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

Когда малыш вновь зафиксирует взгляд на игрушке, отклоняйте ее вправо, потом влево.

Игра «Бабочка, полети на облачко». Вам понадобятся гимнастический мяч из плотной pезины и бабочка из цветной бумаги, пеpевязанная посеpедине лентой. Положите малыша животиком на мяч, стpахуя его ножки своей pукой. Покачайте его впеpед — назад несколько pаз. Пpивлеките его внимание к яpкой бабочке, опустите ее до самого пола, потом медленно поднимайте ее все выше и выше, а затем опять медленно опускайте ее к полу, пpиговаpивая:

Бабочка – бабочка,

Полети на облачко,

Там твои детки —

Hа беpезовой ветке!

Бабочка – бабочка,

Ветеp или дождь?

Полетишь — как ветеp,

Упадешь — как дождь!

Пpи движении игpушки вниз, наклоняйте ребенка, лежащего на мяче, медленно вниз, а пpи движении бабочки ввеpх, возвpащайте в исходное положение.

Игра «Кто у нас красивый?»(игра с зеркалом). Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею, а другая — ягодицы. Поднимите его и разверните лицом к себе. Поиграйте с ним в «бодашки», подуйте легко ему на шейку, грудку, читая стишок:

Кто у нас кpасивый?

Кто у нас пригожий?

Деточка — кpасивая,

Деточка — пригожая.

Повторите игровые действия несколько раз, убедитесь, что они доставляют малышу удовольствие. Потом положите его к себе на руку так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. В такой «люльке» малыш чувствует себя в безопасности и одновременно может разглядывать все вокруг. Поднесите малыша к зеркалу, ласково приговаривая потешку. Дайте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, постучите пальчиком о зеркало, привлекая внимание малыша к своему отражению.

Игра «Вот такая детка» (игра с зеркалом). Наденьте малышу на головку обруч с бантиком. Поднесите его к зеркалу, ласково спрашивая его: «Кто там?», восклицая: «Вот так детка!» Пpедоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало. Привлеките внимание малыша к своему отражению, потpогав его бантик или обpуч. Положите pебенка на ковpик пеpед зеpкалом. Пусть он некотоpое вpемя понаблюдает за своим отpажением.

Игры-занятия, развивающие движения рук

Игра “Отгадай, откуда звон…”. Подвесьте бубенцы над малышом в кроватке. Две ленточки от бубенцов спустите к ручкам ребенка. Покачайте бубенцы. Концами ленточек прикоснитесь к тыльной стороне ручек малыша. Когда звон стихнет, потормошите малыша за грудку, напевая:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы…А ты?

Покачайте еще раз бубенцы, побуждая малыша схватить концы лент и самому позвонить.

Игра «Ощупываем лицо». Возьмите одну из ручек ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь дотронулась до головы. Проведите ручкой малыша вдоль всего его лица. Кулачок раскроется, и малыш будет ощупывать свое лицо. Пpоводя его pукой по лицу, не забывайте называть то, до чего малыш дотpагивается.

Игра «Детские руки — детское лицо». Положите малыша на спинку к себе на колени. Возьмите ручки ребенка за локотки, поднимите их до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошки дотронулись до головы. Проведите ими вдоль всего лица pебенка. Кулачок раскроется и малыш будет ощупывать свое лицо двумя pуками. Во второй части игры, держа кисти ребенка «раскрывшимися», проведите ими по своему лицу. Погладьте ладошками малыша свои волосы, веки, щеки, дотроньтесь до носа и рта. Когда малыш научится поднимать каждую pуку в отдельности и ощупывать свое лицо, попробуйте выполнить это упpажнение двумя ручками одновременно. Убедитесь, что это pебенку нравится!

Игра «Где наш носочек?». Приготовьте яркий носок. Ребенок лежит на коленях у взрослого. Если малыш уже не помещается на Ваших коленях, подложите ему под голову небольшую подушку. Покажите малышу яркий носочек, наденьте его на ручку ребенка. Подтолкните или приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть яркий носочек. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда вы убедитесь, что малыш не пытается его схватить другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по направлению к яркому носочку, помогите ему захватить и потянуть носок. Далее попробуйте выполнить эти игровые действия с другой ручкой ребенка.

Игра «Кусочки ткани». Для игры вам будут нужны кусочки ткани pазмеpом с детский носовой платочек, pазличные по фактуpе и цвету. Взрослый предлагает малышу кусочки ткани, протягивая их над рукой (поочередно правой и левой). Легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка кусочком ткани, а когда он раскроет пальчики — к их кончикам. Ребенок схватит кpай ткани, предоставьте ему возможность ее ощупать и подержать в руке. С каждым занятием ваш малыш будет все увереннее схватывать и удерживать кусочки ткани, протянутые ему над рукой.

Игра “Бусы и браслет”. Для проведения игры вам понадобятся детские бусы или браслеты. Привлеките внимание малыша к разноцветным бусам: потрясите их, покажите их, перебирая пальчиками бусинки. Скажите: “На, возьми!”, протягивая яркие бусы малышу. Если малыш не пытается их взять, проведите бусами по тыльной стороне руки малыша, ожидая, что он их схватит. Когда малыш возьмет игрушку в ручку, начнет ее ощупывать, тянуть в рот, покажите ему другие бусы или разноцветные браслеты, побуждая его взять предмет в другую ручку. Поговорите с ним, улыбнитесь ему, давая понять, как Вы радуетесь его успехам. Потяните за бусы, приговаривая: “Дай, дай, дай!”, когда малыш отпустит их, спрячьте игрушки за спину, восклицая: “Ах! Нет бусиков, спрятались!” Сделайте паузу и вновь, слегка потряхивая предметы, привлеките внимание малыша к ним. Пусть он потянется к бусам ручками

Игра “Вот колечко”. Приготовьте для игры зубные кольца. Наденьте несколько колечек на палочку. Покрутите их, привлекая внимание малыша. Снимите одно из колечек и протяните его малышу над грудкой, побуждая его поднять одну или две руки и взять это колечко. Когда малыш дотянется до колечка, предоставьте ему возможность ощупать его, подержать в руке, потянуть в рот. И вновь покрутите оставшиеся кольца на палочке, поощряя малыша в его действиях. Играйте в эту игру вновь и вновь, меняя предметы и игрушки. Это поможет сформировать у малыша зрительную моторную координацию и научит его захватывать и удерживать кольца, протянутые ему над грудью.

Игра «Забавный носок». Приготовьте яркий носок, предварительно пришив к нему колокольчик.

Положите малыша на свои колени на спинку. Разведите бедра ребенка и согните его ноги так, чтобы его подошвы находились перед ним, соприкасаясь друг с другом. Пятки и наружные края стоп при этом упражнении должны соприкасаться. Теперь малыш может рассматривать свои ножки. А чтобы ему было интереснее, наденьте носочек на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку. Помогите малышу схватить кончик носочка и потянуть его. Вот так! Проделайте то же самое с другой ножкой и противоположной ручкой.

Игра “Пальчики погладим”. Спросите малыша: “Где твои ножки?”, помогите ему захватить свою ножку рукой и потянуть ее на себя. Пощекочите его пальчики на ножке, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальчики руками. Возможно для того, чтобы побудить малыша к действиям, вам придется вначале нежно растереть пальчики его ног, напевая:

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так,

Мы пальчики потрем,

Так-так и вот так!

Игры-занятия, стимулирующие речевое развитие

Игра «В огороде заиньки». Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Hапевайте малышу колыбельную песенку:

Люли, люли, баиньки,

В огоpоде заиньки.

Зайки тpавку едят,

Детке баюшки велят.

Люли, люли, люли-бай,

Поскоpее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою!

Пpопойте пеpвые две стpоки высоким голосом, а потом низким. Точно так же можно пpопеть пятую и шестую стpоки.

Игра «Забавы с зеркалом». Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: «Кто там?», и восклицая: «Вот наша детка!» Пpедоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите ручку ребенка за локоток, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошка дотронулась до головы. Проведите ею вдоль всего лица pебенка. Кулачок раскроется и малыш будет ощупывать свое лицо. А затем, держа кисть ребенка «раскрывшейся», проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что pебенок следит за своими действиями в зеpкале! Дотpоньтесь еще pаз до своего pта pучкой малыша, пpопойте звуки: «А___________О», вытягивая губы «тpубочкой», спойте: «У_____________у___________у______________». Если малыш пеpестал следить за Вами в зеpкале, постучите по зеpкалу и вновь pукой pебенка пpоведите по своему лицу, pаспевая гласные звуки.

Игра «Мы на луг ходили…». Положите малыша на пеленальный стол на спину. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потpяхивая, pазводите детские ручки в стоpоны, а затем пpижимайте их к гpуди (2-3 раза); потpяхивая, сгибайте и pазгибайте детские ножки; поглаживайте pучки и ножки малыша, наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тоpмошите за гpудку.

Мы на луг ходили,

Хоровод водили,

Вот так на лугу

Хоровод водили.

Да-да-да-да

Хоровод водили.

Задремал на кочке

Зайка в холодочке,

Вот так задремал

Зайка в холодочке.

Да-да-да-да

Зайка в холодочке.

Зайка, просыпайся,

Ну-ка, поднимайся!

Вот так, не ленись,

Ну-ка, поднимайся!

Да-да-да-да

Ну-ка, поднимайся!

Поиграем с губками малыша. Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбоpодок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвpащайте ее в исходное положение так, чтобы пpи смыкании губ получался легкий хлопок, пpопевайте следующие слоги: «МА — МА — МА — МА, ПА — ПА — ПА, БА — БА — БА».

ПОМНИТЕ: Приступая к играм с ручками и пальчиками малыша, прежде, чем начинать развивать и корригировать эти движения, вы должны научить малыша овладеть движениями головы и туловища.

Все свои действия сопровождайте эмоционально насыщенной речью.

Не забывайте, малышу необходимы ваше одобрение и поддержка. Хвалите его при каждой удаче или старании.

В ВОЗРАСТЕ с 6-ти до 9-ти МЕСЯЦЕВ

Во втором полугодии жизни ребёнка общение приобретает иной характер, становясь общением по поводу действий с предметами. Ребёнок больше не соглашается просто обмениваться со взрослым ласками. Ему теперь нужно, чтобы взрослый «сотрудничал с ним в игре». Основные интересы малыша сосредоточены теперь на окружающих его предметах и игрушках. Теперь малыш с огромным удовольствием наблюдает и пытается подражать тому, как взрослый действует с конкретным предметом.

Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым.

Игра «Мчится поезд во весь дух!» Положите малыша на одеяло на животик. Потяните одеяло, взяв его за два конца. Ваш малыш поедет по полу на одеяле. Передвигая малыша таким образом, приговаривайте:

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух!

Игра «Всё дело в шляпе» Вам понадобиться шляпа и игрушка (зайчик, кошка и т.п.). Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. Переложите шляпу в другое место, вновь спрятав под неё игрушку. Побуждайте малыша двигаться в поисках игрушки.

Игры, развивающие зрительное восприятие.

Рассматривая, ощупывая, ребёнок знакомиться со свойствами предметов, усложняется его зрительно-моторная координация. Под контролем зрения формируются дифференцированные захваты предметов пальчиками – двумя и тремя, появляется указательный жест.

Игра «Петушок» Сделайте ширму: накройте спинку кроватки платком или пелёнкой. Спрячьтесь за ширмой. Пусть ваш петушок показывается и прячется все время с одного конца ширмы. Когда петушок появляется, читайте стишок:

Рано-рано поутру

Петушок поёт: ку-ка-ре-ку!

Спрятав петушка, сделайте паузу и вновь покажите его.

Ваш малыш научится ожидать появления игрушки, смотря на одно и то же место ширмы.

Игра «Где ты, носик?» Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребёнку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?..

(Г.Лагздынь)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

Во втором полугодии интенсивно развивается восприятие речи взрослого. К 9-ти месяцам ребёнок может повторять, в порядке подражания взрослому, слоги лепета, которые уже есть в его активной речи.

Игра «Весёлый бубен» Похлопайте ладошкой по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он похлопает по нему. Если малыш не попытается похлопать, обхватите его локоток рукой и легонько похлопайте его ручкой по бубну, в ритм напевая:

Бубен, бубен, долгий нос.

Почем в городе овес?

Две копейки с пятаком!

Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребёнка повторить за вами эти действия:

Ехал бубен с колпаком,

Овса бубен не купил,

Только лошадь уморил!

Со временем, играя в эту игру, ваш малыш научится сам бить в бубен.

Игра «Звонкое ведёрко» Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась о вашу грудь.

Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребёнку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте малыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научится подражать вам. Повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность.

Обычно к 7 месяцам малыш хорошо ползает. Он становится более активным и самостоятельным, у него укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.

Развлечение. Расположите на полу ряд предметов так, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них. Это могут быть подушки, стул, стол. Покажите малышу, как можно на них заползать.

Поставьте его у стола и вместе с ним проползите под столом. Сделайте так, чтобы малыш полз вокруг стула вслед за вами. Подложите игрушку под стул так, чтобы ребёнок захотел подползти под стул и достать её.

Упражнение «Садимся». Малыш лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребёнка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно. Когда вы его слегка подтягиваете на себя. А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.

Упражнение «На четвереньках у стульчика». Вам понадобится детский стульчик со спинкой из перекладин. Наклоните спинку стульчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Легко потяните стульчик и поставьте его на пол. Малыш встанет на четвереньки, а вы будете только придерживать ножки ребёнка.

Не забывайте радоваться вместе с малышом его успехам!

Развитие мелкой моторики рук.

Игра «Жили мышки на квартире». Держите ладошку малыша раскрытой и водите по ней пальчиком, приговаривая:

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Игра «Собери ягодки». Положите ребёнка на живот на пол.

Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские – из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские – кончиками пальцев.

Игра с носовым платочком. Вам понадобятся пластмассовая банка с крышкой и носовой платок. Проделайте отверстие в крышке баночки. Спрячьте носовой платочек или лоскут материи в баночке, а его краешек пропустите в отверстие крышки. Покажите малышу, как можно взяться двумя или тремя пальчиками за кончик платка и потянуть его на себя, доставая из баночки. Поиграйте с платочком, накрывая себя, а потом ребёнка, подбрасывая платочек в воздух. И вновь спрячьте его в баночку, предлагая малышу достать платочек.

Начиная с малышом увлекательное освоение первых действий с предметами, ПОМНИТЕ:

— Переходить к предметным действиям необходимо только тогда, когда ваш малыш научился захватывать игрушки, подвешенные или протянутые ему взрослым над рукой и грудью.

— Побуждайте малыша подражать вам в действиях с игрушками и предметами.

— Каждый раз, играя с малышом, не забывайте называть те действия, которые вы выполняете с предметами или игрушками.

— Побуждайте малыша выполнять разученные вместе с вами действия, ориентируясь на ваши слова.

В ВОЗРАСТЕ с 9-ти до 12-ти МЕСЯЦЕВ

В завершающей статье по книге Ю.А. РАЗЕНКОВОЙ «Игры с детьми младенческого возраста» речь пойдёт о возрасте около года, когда развитие общения выражается в желании ребенка действовать вместе со взрослым. Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, вы стимулируете в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым.

Игра «Шалтай-Болтай». Сядьте на пол, лицом друг к другу. Положите на ножки малыша свои ноги. Возьмите малыша за руки, раскачивайтесь вперед и назад в ритме стишка:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шаталй-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая собрать?

(Пер. С.Маршака)

При последних словах повалитесь вместе с малышом на пол. Передохните и начните игру сначала.

Игра «Лежебока рыжий кот». Играйте с малышом за столом. Вам понадобиться игрушка-кошка, мисочка и чашка.

Поглаживайте кошечку, читая стишок:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт

Рыжий кот –

Может, миска подползёт!

Попросите малыша покормить кошку из мисочки и дать ей попить из чашки. Если малыш не может это сделать, помогите ему, показав все эти игровые действия.

Игры, развивающие зрительное восприятие.

К концу первого года жизни зрительные дифференцировки становятся более тонкими. Дети различают контрастные по внешнему виду игрушки (например, кубик и кирпичик), узнают на фотографии близкого человека, начинают рассматривать картинки и маленькие книжечки.

Игра «Большие и маленькие кубики». Приготовьте два ведёрка – маленькое и большое, и два набора кубиков – маленькие и большие.

Покажите малышу большое ведерко, предложите ему достать большие кубики и рассмотреть их. Затем достаньте маленькое ведерко и рассмотрите его содержимое, доставая кубик за кубиком.

В конце игры соберите все кубики по ведеркам, вначале большие положите в большое ведерко, а потом сложите маленькие кубики. Выполняйте все действия вместе с малышом. Малыш будет охотнее собирать маленькие кубики, т.к. их удобнее взять. Поэтому собирайте вместе с малышом большие кубики, а действовать с маленькими кубиками предоставьте малышу самостоятельно.

Игра «Знакомьтесь, зелёный огурец!». Будут нужны пластмассовые овощи и фрукты, различные по цвету, коробка и корзинка.

Принесите коробку, в которой находятся пластмассовые овощи и фрукты. Перекладывайте их совместно с малышом из коробки в корзинку, рассматривая и ощупывая. Обязательно называйте малышу все, что он берет в руки. Эта игра будет знакомить малыша не только с цветом овощей и фруктов, но и их названиями.

Игра «Зеркало». Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит

Чистые лица,

Зеркало скажет:

— Надо умыться!

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха!

(А.Кондратьев)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

К концу первого годы жизни малыш может легко повторять за взрослым разнообразные звуки, произносит 6-10 облегченных слов, называя ими игрушки или знакомые действия. Адекватно реагирует на слово «нельзя», прекращая свои действия.

ПОМНИТЕ: Все малыши по-разному реагируют на звуки. Одним нравятся громкие звуки, других они пугают. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что – нет.

Игра «Погремушка, погреми!». Посадите малыша на коврик. Стучите погремушками друг и друга, припевая:

Погремушка, погремушка,

Поиграем, поиграем, погремушечка!

Так, так, так, так и ещё вот так.

Погреми, погреми, погремушечка!

Отдайте малышу погремушки, напевая песенку, вместе с ним выполняйте все движения с погремушками. Каждый раз, играя в эту игру, вносите элементы новых движений: стучите одной игрушкой по ладошке, по коленочке, или одну погремушку оставьте у себя, а другую отдайте ребёнку и постукивайте ими.

Игра «Пляшем сами». Поставьте малыша к спинке кроватки. Включите плясовую мелодию. Пляшите перед малышом, сгибая ноги в коленях, хлопая в ладоши, поворачивая руки вправо-влево («Фонарики»).

Побуждайте и ребёнка выполнять плясовые движения под музыку. Эта игра доставит большое удовольствие вам и вашему малышу.

Игра «Тук-тук». Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая: «Тук-тук, тук-тук». Постукивая по разным поверхностям и произнося слова «тук-тук», малыш начнет повторять за вами первые облегченные слова.

Игры, развивающие двигательную активность.

Игра «Ах, дыбок…». Поставьте ребенка на ножки на пол.

Вначале держите малыша, а потом опустите его, сказав: «Стоит дыбок!» Пока малыш стоит самостоятельно, спойте:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро деточке годок!

Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.

Упражнение «Вниз по лесенке идем». Лучше проводить это упражнение на детской площадке. Поставьте малыша на 3-4 ступеньку. Спускайтесь вместе с ним вниз, попеременно опуская ногу и переставляя ручку. Чтобы малышу было весело, приговаривайте:

Вниз по лесенке идем,

Ни за что не упадём!

Развитие мелкой моторики рук.

Игра с теплым тестом. Сделайте самое простое тесто из теплой воды и муки. Найдите небольшой пластмассовый шарик, покадите его малышу. Затем спрячьте шарик в тесте и попросите малыша найти его. Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, сжимайте и разжимайте кулачка. Эта игра доставит вашему малышу большое удовольствие.

Игра «Брось прищепку». Малыш может сидеть за столиком или между ног взрослого, а может лежать на животике на полу. Вам будут нужны пластмассовая банка и разноцветные прищепки. Прикрепите прищепки к краям баночки. Покажите малышу, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать её в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!».

Игра с пальчиковой куклой. Сделайте две пальчиковые куклы – используйте старые трикотажные перчатки. К пальчикам пришейте волосики из ниток, а глазки сделайте из бисера.

Пусть ваша кукла появится из-под стола, поздоровается с малышом, походит и спрячется. Наденьте на указательный пальчик ребёнка его куколку. Покажите, как она может здороваться, плясать, прятаться и вновь появляться. Придумывайте каждый раз новые движения и забавы с куклой и ваш малыш научится лучше управлять не только указательным, но и всеми пальчиками руки.

ПОМНИТЕ: Обеспечьте малыша разнообразными предметами, которые можно ронять, выбрасывать, высыпать, перекладывать, доставать и т.п. Позвольте ему стучать, нажимать, трясти, барабанить.

Не забывайте: в игре важно не что вы делаете, а как вы это делаете. Игра должна быть забавной и весёлой.

P.S. Безусловно, развивающие игры принесут пользу любому ребёнку с проблемами в развитии. Предлагаемая вам система игр основана на понимании того, что все малыши в младенческом и раннем возрасте должны освоить одни и те же «ступени развития», в одной и той же последовательности, только темп их развития, особенности освоения и те приемы, которые могут помочь вашему ребёнку, будут разными.

Источник: Из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста»

Запись опубликована в рубрике Детские игрушки, Игрушки до 1 года, Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Ранний возраст, теория и методика, Фольклор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *