Русский фольклор на логоритмических занятиях с детьми

 В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность. 
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

схема



Сотрудничество специалистов

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

wpid-image006_51Структура логоритмического занятия
Этапы
Содержание этапа

Организационный
Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения

Основная часть
Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Речевые упражнения с движениями, с музыкальным сопровождением и без.

Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.

Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений.

Подвижные игры

Игра на музыкальных инструментах

Танцевальные упражнения.

Заключительная часть
Заключительные упражнения.

Завершение игровой ситуации.

Оценка детской деятельности.

Виды деятельности на логоритмических занятиях

устное народное творчество

песенное творчество

танцевальное творчество

игра на музыкальных инструментах

театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем

их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-

играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики. В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры

(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»),выкладываем ритм мелодий, создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.

Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчевых.

p6_p4160561

Приложение 1

Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей логогруппе (фрагменты)

Тема занятия
Содержание

1
Осень
Потешки, попевки «Скок-скок-поскок» «Лиса по лесу ходила»

2
Овощи
Потешка «Серый козел»

Игра-считалка «Огуречик»

Песня «Капустка, вейся»

3
Одежда
Игра-дразнилка «У Маланьи»

4
Обувь
Песня «Сапожок» в сопровождении с игрой на музыкальных инструментах (ложки, молоточки)

5
Игрушки
Песня-игра «Матрешечные забавы»

6
Посуда
Ритмическая игра «Артисты – лошкари» с музыкальным сопровождением

7
Домашние животные
Песня «Коровушка»

Танец «Дружные тройки»

8
Дикие животные
Речь с движениями «У медведя во бору»

Игра «Плетень»

Потешка – чистоговорка «Лиса»

9
Зима
Танец «Дружные тройки»

Пальчиковая игра «Как под горкой под горой снег-снег»

10
Домашние птицы
Подвижная речевая игра «На птичьем дворе»

Частушки, загадки о домашних птицах

11
Зимующие птицы
Песня «Сорока – белобока»

Игра на музыкальных инструментах «Птичий хор» (трещотки, трубы, колокольчики)

12
Новый год.

Зимние забавы
Колядки «Вей, вей ветерок»

«Коляда – маляда»

Танец «Дружные лошадки»

13
День защитника

Отечества
Пословицы, поговорки о богатырской силе, ловкости, умении.

14
Мамин день
Хоровод «Красный сарафан», «Пошла млада за водой»

15
Весна
Весенние заклички

Песня «Весна – красна»

Музыкально-ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

16
Наш город
Игра с колокольчиками «Звонари Преображенского собора»

17
Труд взрослых весной
Пословицы и поговорки о труде

Подвижная игра «Пахарь»

18
Растения весной
Хоровод «Во поле березонька стояла»

Песня «На горе-то калина»

Загадки, скороговорки

19
Лето.

Насекомые
Хороводная песня «Комарик»

Загадки, потешки, считалки

Запись опубликована в рубрике Игры и занятия для детей, Логоритмика, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, теория и методика, Фольклор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *