Занятия используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Цикл занятий рассчитан на один месяц (сентябрь). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-12 минут. Каждое занятие включает в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); разучивание несложных песен; ритуал прощания.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.
Цель данного цикла:
o Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/ музыкального зала для успешной адаптации к условиям детского сада.
o Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками, группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.
Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:
o Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкально-психологических занятиях.
o Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
o Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
o Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.
Данный цикл занятий способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.
Занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1, 2.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
Упражнение «Коза рогатая» («Ах, вы сени» р.н.п.)
Идет коза рогатая, |
Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка. |
Кто кашки не ест, |
Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой. |
Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенкаПотолок,Раз ступенька,
Два ступенька, Дзынь – звонок. |
Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой |
Лба | |
Потом подбородка | |
Места над верхней губой | |
И кончика носа малыша. |
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле | Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка. |
Чтобы мельницы мололи, | Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой. |
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. | Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются). |
3. Упражнение «Мы ногами топ!» («Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Руки на пояс – кружатся. |
4. Упражнение «Зайка серенький сидит!»(«Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит |
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
5. Музыкальная игра «Зайчики и мишка».
Занятие № 3, 4.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки («Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину. |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои? |
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!» («Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит | Взрослый садится. |
И ушами шевелит. | Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит |
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки погреть! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! |
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки. |
Зайку волк испугал! | Взрослый рычит! |
Зайка тут же убежал! | Дети разбегаются врассыпную. |
Упражнение 5. «Бежит зайка» ( нар. муз. обр. З.Иорданского)
Бежит зайка по дорожке,У него устали ножки,Захотелось зайке спать…Выходи, тебе плясать! | Дети бегут по кругу, изображая зайчиков; На слова «Захотелось зайке спать» приседают, на последние два такта воспитатель надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, можно вместе с мамой. |
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в альбомах Будут снова рисовать. |
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки. |
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 5, 6.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Пение песенки «Кошка» Ан. Александрова.
Упражнение 3. «Зайка».
Заинька-зайка | Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку. |
Маленькая зайка | Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Длинные ушки | Дети приставляют ладошки к голове. |
Быстрые ножки | Побежали. |
Деток боишься Зайка-трусишка |
Дети обхватывают себя руками, изображая страх. |
Упражнение 4. «Поезд» Т.Суворова
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – воспитатель.
- «Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».
- «Остановка». Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.
- Воспитатель говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как).
- Воспитатель обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом.
5. Самостоятельная деятельность. Детям и взрослым предлагаются шумовые музыкальные инструменты для совместной деятельности.
Занятие № 7,8.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку».
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. |
Кошка |
Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают звери все в лису Ярко-рыжую… |
Лиса |
Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь. Ох, какой же ты сластена, Косолапенький… |
Медведь |
Заворчу, заурчу, В небеса улечу. |
Самолет |
Летом в болоте вы ее найдете Зеленая квакушка- Кто это? |
Лягушка |
Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный? |
Волк |
Упражнение 3. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара |
Дети поднимают и опускают плечи. |
Смотрит влево, |
Поворачивают корпус влево. |
Смотрит вправо, |
Поворачивают корпус вправо. |
Смотрит вверх, |
Поднимают голову вверх. |
Смотрит вниз, |
Опускают голову. |
Чуть присела на карниз, |
Выполняют легкие полуприседания. |
А с него свалилась вниз! |
Резко приседают. |
Упражнение 4. «Пропавшие ручки» («Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки | Спрятать руки за спину |
Где вы, рученьки мои? | Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Показать руки. |
У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои? |
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. |
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. | Встать на ноги. |
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ» («Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ | Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают. |
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Высоко поднимая ладоши, хлопают. |
По дорожке мы шагаем | Идут за воспитателем. |
И в ладоши ударяем. | Хлопают в ладоши. |
Топ-топ, ножки, топ! | Стоя на месте, топают ногами. |
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! | Хлопают руками. |
Ай да малыши! Ай да крепыши! |
Руки на пояс – кружатся. |
Самостоятельная деятельность. Детям и родителям предлагаются игрушки для совместной игры. (музыкальное сопровождение)
.