Педагогические сочинения, Том 4

Том иллюстрируется фотографиями, отражающими деятельность ко­лонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Комментарии к произведениям, вошедшим в том, написаны М.Д. Виноградовой, Л.Ю. Гординым, А.А. Фроловым. В текстологической сверке материалов принимали участие С.С. Невская и И.В. Филин, ими же составлен указатель имен.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Том 4.

В этой разработке воnлотился во многом новый nодход к задаче достижения единства педагогической теории и nрактики, который приобретает большое значение в совре­ менных условиях, nри решении воnросов комплексного подхода к восnитанию. А. С. Макаренко рассматривает •отношение средства и цели• как nроблему, оnределяю­ щую специфику предмета педагогики и ее задач. На этой основе в качестве самостоятель­ ной области научно-педагогического знания им обозначается логика педагогической целе­ сообразности, которая •должна быть логикой марксистской, логикой диалектической•. Работа в данном направлении сnособствовала nреодолению расnространившегос.я в 30-х гг. догма­ тического, цитатнического nодхода к nостановке и решению методологических nроблем, оnределению задач nедагогики. Во многих работах по коммунистическому воспитанию в это время воnросы восnитания коммунистической морали и сознательной дисциnлины, nатриоти- · ческого и интернационального, эстетического и физического восnитания рассматривались изолированно, вне связи с общей системой и логикой развития педагогического nроцесса, что вело к снижению эффективности воспитания. 1 Критикуя бесnлодность nоnыток педологов строить nедагогические рекомендации •nри nомощи дедуктивных выводов • , из nоложений физиологии и психологии, А. С. Макаренко вместе с тем nризнавал необходимость исnользования этих наук в nедагогике (см. ниже на этой же с., а также п. 5 комментария к •Цели воспитания• на с. 383 данного тома) . ~ Высказывание •rолько опыrн.ыж nyreж• не означает противоnоставления индуктив­ ного метода исследования дедуктивному (см. т. 1 настоящего издания, с. 181, 182). Плав лекции •Режим и дисциплИна• (с . 121) ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 169. Автограф, на первом листе: •доклад в Наркомпросе•. Впервые опубликовано: Макарен.ко А. С. Пед. соч. 1 Под ред. Е. Н. Медынского; Сост. А. Г. Тер-Гевондян . М.; Л., 1948. По стенограмме лекции •дисциплина, режим, наказания и поощрения• видно, что А. С. Макаренко оnустил 8-й пункт nлана, а 9-й раскрыл лишь частично. Воnрос о режиме см. на с. 81-87 данного тома и в т. 1 настоящего издания, с. 287-289. См. также в т. 1 настоящего издания: Наказания и меры воздействия (в •Методике организации воспитатель­ ного процесса• ). Проблемы IIIXOльвoro воспитания (лекции) (с. 123) ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 168-172. Стенограммы. С лекциями дл.я сотрудников Наркомnроса РСФСР А. С. Макаренко выступил в .январе 1938 г. Вnервые оnубликовано с некоторыми сокращениями: nервая лекция- Советская nедагогика, 1943, М 5-6; вто­ рая — Учительская газета , 1941, 5 и 8 .янв. ; третья — Учительская газета, 1941….

Читать на полный экран

Запись опубликована в рубрике Книги и пособия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *