А. С. Макаренко считал, что проблема воспитания чувства долга и чести является важнейшей в советской педагогике. Задача советской школы состоит в том, подчеркивал А. С. Макаренко, чтобы развивать в каждом ребенке чувство чести · коллектива, чувство чести советского человека, гражданина нашей великой Родины. В конце тома помещены комментарии, даны фотоматериалы, иллюстрирующие жизнь трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Автор ские примечания выделены в тексте звездочками. Сверка текстов с прижизненными изданиями А. С. Макаренко и архивными источниками сдела на С. С. Невской при участии И. В. Филина.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Том 2.
Кроме верстки этого произведения в ЦГАЛИ СССР имеются неполные тексты •Чести•: рукопись и машинопись. Рукопись содержит 26 глав первой части повести и неполную вторую часть, с 11-й по 45-ю (последнюю) главу . В машинописи сохранились только 9 первых глав и начало 10-й главы первой части повести. Машинопись отличается от рукописи, поскольку, перепечатывая текст на машинке, А. С. Макаренко, как обычно, вносил в него правку. Сопоставление верстки •Чести• и ее журнального варианта говорит о том, что после публикации •Чести• в журнале •Октябры А. С. Макаренко не прекратил своей работы над этим произведением. Он снова сокра’l’ИЛ текст, заменил отдельные выражения более образ ными и т. д. Третью главу второй части повести автор разделил на две главы (3-ю и 4-ю). Тридцать пятая глава второй части также разделена на две главы. По~сть •Честь• можно рассматривать как отражение социально-педагогического направ ления творчества А. С. Макаренко. Герои повести — люди из народа: рабочие, крестьяне, солдаты. Рисуя жизнь небольтого уездного городка, автор показывает, как изменяются их представления и чувства под влиянием революционного движения, как вырастает созна ние человеческого достоинства, чувство национальной гордости . •Кто с народом, кто любит людей, кто борется за народное счастье, у того всегда будет и честь• -такова основная идея повести. Сила русского человека, патриота, увидевшего смысл своей жизни в борьбе за счастье народа, показава писателем как •отражение ве ликой культуры народной, сознательной воли, организуемой Ленивым•. Основу замысла повести составляет проблема осознания рабочим классом своей исторической миссии. Публикация повести •Честь• в журнале •Октябрь• вызвала в печати выступления лите ратурных критиков, которые упрекали А. С. Макаренко в том, что он неправильно изобра зил отношение рабочих уездиого города к первой мировой войне•. Антон Семеиович был не согласен с такой неаргумеитирова~иой оценкой своего произведения и вступил в полемику с литературными критиками•• . Овладение А. С. Макаренко новой методологией в педагогике на основе марксистеко ленинского учения тесно связано с осмыслением им происходящих при Советской власти глубоких социально-экономических и культурных преобраэований, широких общественно педагогических явлений, кардинальных изменений в моральном облике советских людей, молодого поколения, в их образе жизни. Рассмотрение процессов воспитания и его законо мерностей прежде всего в социальном аспекте, с классово-исторических позиций- характер ная черта научио-педагогической деяте-льности А. С. Макаренко. Категория чести в педагогической системе А. С. Макаренко занимает очень важное место, указывая на идейно-нравственные основы воспитания нового человека, .активного и сознательного строителя коммунизма. В этом заключается значение повести •Честь• для современной теории и практики коммунистического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
Марш 30 года.
Очерк
ФД-1.
Очерк
Мажор. Пьеса в четырех актах .
Честь. Повесть
Комментарии
Антон Семеиович Макаренко Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 2 Составители: Анатолий Аркадьевич. Фролов, Маргарита Дмитриевна Виноградова ив н 837 Зав. редакцией Ю. В. Василькова Редактор Т. С. Головачева Художник В. Е. Валервус Художественный редактор Е. В. Гаврвлив Технические редакторы Т. Г. Ивавова, Т. Е. Морозова 103 215 285 500