В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Они сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией.
Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.
По мнению И.М. Сеченова, восприятие будет более полным, если в нем участвует одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но и действует с этими предметами: ощупывает, производит различные движения.
Для детей раннего возраста характерным является процесс действия, им это интересно, они практикуются в выполнении движений, общении, осваивая речевую практику (повторяя ударные слова и слоги), знакомятся со способами познания окружающего мира.
Важным критерием при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в процессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной.