Программа по ритмике для детей

ПРОГРАММА «Ритмика у детей младшего возраста»

Пояснительная записка

Последние годы всё настойчивее проявляется необходимость и актуальность

музыкально- эстетических занятий с детьми младшего возраста (З-6лет).

В музыкальную школу поступает всё меньше и меньше детей. Оказывают влияние:

демографический спад, увеличение нагрузки в школе, распространение

всевозможных нарушений (физического, психического и моторно-двигательного характера), падение интереса родителей к музыкальному образованию и недооценка ими роли музыкального воспитания, а также почти полное отсутствие домашнего музицирования. Отсюда неподготовленность детей к деятельности в музыкальной сфере, неразвитость музыкального восприятия.

Всё это приводит к отсутствию конкурса при приёме в музыкальную школу, неоднородности контингента и серьёзным трудностям в занятиях с детьми. Поэтому занятия в дошкольных группах, начиная с З-х лет, очень важны. Они создают благоприятные условия для организации учебного процесса, индивидуального подхода к каждому ре6ёнку, определяют перспективы развития, что даёт возможность большему количеству детей включиться в образовательный процесс, Т. к. ребёнок может не спеша, спокойно проникнуть в сферу музыки в различных её аспектах и хорошо подготовиться к школе (и музыкальной, и общеобразовательной), что уменьшит отток учащихся в музыкальной школе, который бывает при столкновении детей с трудностями параллельного обучения.

Задачи и цели . Одна из основных задач — выявление способностей и возможностей ребёнка, расширение сферы общего развития и преодоление всевозможных трудностей физического и психического плана. занятия музыкой благотворно действуют на психическое состояние детей, обладают целебным действием.

Раннее начало обучения — эффективное средство развития интеллекта, средство активации функций мозга и абстрактного мышления, т. к. мозг человека с момента рождения готов к восприятию музыки.

Еще одна задача — сформировать способности. И хотя не у всех детей они могут развиться на высоком уровне, занятия музыкой в младшем возрасте пойдет на пользу.

Личность ребенка станет богаче, и вырастут люди любящие и понимающие музыку. Это помогает осуществлению государственной политики гуманизации образования.

Педагогическая целесообразность. Программа основана на приоритете свободного развития личности. Обеспечивает одну из важнейших задач вхождения ребенка в мир искусства с сохранением и совершенствованием традиций отечественного музыкального образования, используя вариативные подходы в целях адаптации к способностям и возможностям каждого ребенка индивидуально. Мною созданы максимально наглядные пособия, направленные на развитие у детей творческого интереса, формирование социальной мобильности, адаптивности и ответственности, помогающие усвоению музыкально-ритмического материала. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и сохранение его психики в соответствии с возрастными возможностями, способствует формированию профессионального самоопределения.

Направленность программы. Программа нацелена на получение определенных навыков, знаний, умений, расширение кругозора, развитие общего интеллекта . Занятия прививают любовь к музыке, формируют трудолюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи, активизируют внимание.

Содержание программы:

На каждом уроке проводится работа по следующим направлениям:

1) музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-

ритмических навыков и навыков выразительного движения

2) пляски

3) игры

4) хороводы

5) построения и перестроения

6) упражнения с предметами

7) творческие задания.

Обучение по дисциплине «Ритмика» для дошкольников длится три года и рассчитано

на детей 3-6 лет.

Группы формируются по возрастам

1-я группа – 3-4 года

2-я группа – 4-5 лет

3-я группа – 5-6 лет.

Занятия проходят 1 раз в неделю. Урок длится 35 минут.

Этапы обучения – по полугодиям.

Каждый этап заканчивается концертом или открытым уроком.
1 год обучения

Первое полугодие 16 часов, второе полугодие 18 часов.

Первое полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: уметь двигаться в соответствии с

контрасным характером музыки, динамикой, регистром. Уметь самостоя-

тельно менять движения в соответствии с 2-х и 3-х частной формой,

двигаться в умеренном и быстром темпе.

2.Навыки выразительного движения: собираться в круг в играх, хороводах,

двигаться по кругу взявшись за руки, легко бегать врассыпную, парами,

кружиться парами и по одному, притопывать одной ногой. Работать над

образностью движений- «зайчики прыгают», «птички летят», «машина

едет» и т. д.

Второе полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: уметь самостоятельно начинать движе-

ние после вступления, развивать умение самостоятельно менять движения

со сменой 2-х — 3-х частной музыки, её динамикой, регистром, следить за

осанкой.

2.Навыки выразительного движения: двигаться прямым галопом, подпры-

гивать на месте энергично отталкиваясь от пола; выставлять ногу на носок,

пятку, пружинить ногами слегка приседая, выполнять движения с предме-

тами (лента, султанчик); осваивать простейшие танцевальные движения.

2 год обучения.

Первое полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: ритмично двигаться в соответствии с

различным характером музыки, динамикой, регистром; отмечать в движе-

нии сильную долю такта, менять движения в соответсвии с формой

музыкального произведения, различать малоконтрастные части музыки;

чётко ощущать начало и конец музыки, самостоятельно ориентироваться

в характере музыки, точно начинать движение после вступления;

передавать хлопками простейший ритмический рисунок.

2.Навыки выразительного движения: ходить и бегать ритмично (ходить спокойным,

бодрым шагом и с высоким подъёмом ног), скакать с ноги на ногу, свободно

выполнять прямой галоп, развивать навыки пружинящего движения, в прыжке

поочерёдно выбрасывать ноги вперёд, свободно ориентироваться в пространстве;

самостоятельно строить круг, ходить по кругу взявшись за руки, соблюдать рас-

стояние между парами, добиваться плавных движений рук.

Второе полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: выразительно двигаться в соответствии с харак-

тером музыки осваивать умение отмечать в движении (в хлопках) метр, метричес-

кую пульсацию, более сложный ритмический рисунок; чувствовать в музыке пере-

ход от умеренного к быстрому или медленному темпу; выразительно и ритмично

двигаться с предметами (обруч, лента, мяч).

2.Навыки выразительного движения: работать над поскоками, высоким бегом, учить

приставному шагу с приседанием, продолжать работать над прямым галопом,

кружиться парами на поскоках; инсценировать песни; в играх находить наиболее

выразительные движения, творчески использовать плясовые движения, ритмичес-

кие импровизации.

3 год обучения.

Первое полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: закреплять и совершенствовать умение детей

выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, передавать

в движениях начало и окончания фраз, частей и всего музыкального произведе-

ния. Продолжать формировать творческое использование плясовых движений,

инсценировок песен. Формировать понятие о трёх жанрах музыки: марш – танец –

песня.

2.Навыки выразительного движения: упражнять детей в ходьбе разного характера

(бодрая, спокойная), в лёгком ритмическом беге, поскоках; закреплять боковой

галоп; учить переменный шаг, приставной шаг в сторону, пружинящий шаг.

Следить за осанкой, добиваться подтянутости, собранности.

Второе полугодие.

1.Музыкально-ритмические навыки: развивать умение самостоятельно менять

движения со сменой частей, чередованием музыкальных фраз, динамическими

изменениями в музыке; отмечать в движении сильную долю такта, реагировать

сменой характера музыки, ускорять и замедлять темп (ходьбы, бега и т. д).

2.Навыки выразительного движения: упражнять детей в лёгком и стремительном

беге с высоким подъёмом ног; закреплять умение двигаться пружинящим шагом,

переменным шагом, боковым галопом, учить шаг польки, переменные притопы,

полуприсядку с выставлением ноги на пятку, добиваться плавных движений

руками; учить легко и непринуждённо действовать с мячами скакалками и другими

предметами под музыку; выполнять творческие задания (инсценировка песен,

подбор движений в играх, плясках и т. д.).

Список литературы:

1)Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет).

Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е,Н, Соковнина М. 1981г.

2) Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет).

Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е,Н, Соковнина М. 1983г.

3) Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет).

Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е,Н, Соковнина М. 1984г.

4) Е. Конорова «Первые шаги в музыке» Сов. комп. 1991г.

5) Г. Франио Хрестоматия по ритмике. Сов. комп. 1991г.

Запись опубликована в рубрике Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Планирование муз. работы в ДОУ, теория и методика с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Программа по ритмике для детей»

  1. Богдан говорит:

    как попасть к Вам с ребенком?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *