Методика проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста

 

Первое полугодие первого года жизни. При проведении слушания музыки педагог, низко наклонившись над ребенком, напевает мелодию или исполняет ее на инструменте, который легко приблизить к ребенку. Выпрямляется. (Так несколько раз.) Как только ребенок сосредоточивает внимание на удаляющемся источнике звука, переходить к разным сторонам манежа и играть там, следя за тем, отыскивает ли взглядом ребенок источник звука, поворачивает ли голову к играющему.

Слушание дается 2-3 минуты с перерывами, 20-30 секунд без перерыва. В работе с детьми первого года жизни яркость и разнообразие музыкальных впечатлений создаются не обилием мелодий, а тембрами различных музыкальных игрушек и инструментов. При проведении игры-пляски педагог, напевая мелодию, одновременно проделывает действия руками или ногами ребенка, сгибая, разгибая, разводя их. Эти действия обычно вызывают чувство удовольствия, выражающееся в оживлении, улыбке, радостных звуках, издаваемых ребенком.
развития. Например, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. Приобретенное умение на какой-то период времени становится доминирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реакции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздывающая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.
На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии — семиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игры-пляски.
На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побуждает детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними проводятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий — 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Центральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, которая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.
К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опытом простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает ак-гивное желание выполнять действия без помощи взрослого, проявляется самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений между собой — постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется координация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направлениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура занятий становится более определенной, их проводят с использованием фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами детей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.

Запись опубликована в рубрике Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст, теория и методика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *