Ребенок познает мир через движения и эмоции. Однако в настоящее время возросло количество детей с теми или иными нарушениями в эмоционально-личностной, поведенческой и речевой сферах. Это приводит к искаженному восприятию окружающего.
Традиционно дети с нарушениями в развитии направляются в специализированные учреждения и группы. В силу разных причин не все дети с данными нарушениями получают специализированную помощь. И многие из них посещают учреждения общеразвивающего вида.
Нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на психическое, физическое, умственное развитие детей. Это отражается на их деятельности, поведении, формировании личности: вызывает расстройства эмоционально-волевой сферы, приводит к возникновению негативных качеств характера (нерешительность, замкнутость, страхи и т.д.). Многим детям свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация. В разное время проблемами в развитии нейропсихологических процессов занимались известные врачи психофизиологи и нейропсихологи Лурия А.Р., Цветкова Л.С., Сиротюк А.Л., Бадалян Л.О., Гарбузов В.И., на научные труды которых опирались.
Преодолеть негативные проявления, а так же оказать профилактическую помощь здоровым детям, на наш взгляд, помогут фоноритмические упражнения с элементами психогимнастики.
Фоноритмические упражнения с элементами психогимнастики – это одна из форм активной работы с детьми, которая ставит перед собой цель – профилактика нарушений речи и решает ряд задач:
— развитие чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с образом;
— выработка правильного речевого дыхания, что способствует улучшению общего самочувствия;
— улучшение фонематического слуха;
— развитие общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
— умение расслабляться, снимать напряжение;
— воспитание личностных качеств, уверенности в себе, смелости, решительности, чувства коллективизма;
— выработка красивой осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве, укрепление костно-мышечного аппарата.
Занятия по структуре схожи с физкультурными. Они имеют подготовительную, основную и заключительную части.
Каждая часть имеет свои составные элементы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ – это ритуалы приветствия, вводные мини-беседы с применением мнемотаблиц, элементы устного народного творчества, упражнения с использованием основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения, игры и упражнения на внимание, дыхательные, психогимнастические упражнения.
ОСНОВНАЯ – это ритмические и ритмопластические упражнения, этюды – импровизации, элементы вокалотерапии, предлагаемые в игровой форме, упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и мимической моторики; фонопедические упражнения, разучивание четверостиший и чистоговорок со звукоподражанием.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ – это релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению навыков релаксации и правильного дыхания.
Занятия проводятся с детьми, начиная со средней группы, 1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек.
Движения, речевой материал, комплексы мелкой, мимической и артикуляционной гимнастик предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом (логопедом, психологом, музруководителем).
В занятии противоположные по характеру движения чередуются: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Это рефлекторно влияет на гармонизацию психики, особенно гипо- и гиперактивных детей, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения. Упражнения подбираем эмоционально насыщенные, которые носят игровой характер и приносят детям радость и удовлетворение. Чаще всего движения содержат какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Почти все упражнения, игры сопровождаются музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.
Речь педагога выразительна, интонационно окрашена, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем самостоятельное использование в играх и в жизненных ситуациях.
Во всех упражнениях стихотворные строки, которые широко используются в работе с детьми, изначально произносит педагог, а дети подговаривают и выполняют движения, согласовывая их с текстом.
На занятии дети получают возможность использовать речь в различных её формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы).
На протяжении всего занятия используется музыкальное сопровождение ко всем его составным частям. Музыка оказывает огромное влияние на развитие ребенка: гармонизация взаимодействия полушарий головного мозга (мелодической строй музыки воздействует на правое полушарие мозга, музыкальные ритмы — на левое) и содействие выравниванию и стабилизации биоритмов (семь нот гаммы соответствуют биоритмам человека, а музыкальные вибрации позволяют ускорить процессы восстановления здоровья, нормализуют энергоинформационный объем, влияют на модель поведения).
Используемые музыкальные, танцевальные и двигательные упражнения развивают пластику, гибкость, снимают мышечные зажимы, способствуют снижению агрессивности и страхов.
Мы учим детей способам мышечного расслабления (используем тренинговую программу О.В. Хухлаевой). Применяем фонопедические методы по В. Емельянову – звукоподражание в стихотворной форме. Например, упражнение «Машина»:
накачаем шины – с-с-с, з-з-з, ш-ш-ш, ж-ж-ж.
На машине едем к маме,
Мы не ели, мы не спали,
Целый день мы за рулем,
Все нам было нипочем.
Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной темой.
По окончании занятия коллектив педагогов формулирует для воспитателей рекомендации по работе с детьми.
Благодаря комплексному подходу в решении поставленных задач, использовании системы методов психологии и педагогики оздоровления, обеспечивается полноценное развитие детей….
Тесное взаимодействие педагогов детского сада на основе хорошо продуманной и налаженной системы работы с детьми дают эффективность и стабильность результатов.
В результате проведенной работы у детей формируется уверенность в действиях, развиваются самоконтроль, происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение, улучшается эмоциональное самочувствие, звукопроизношение, фонематическое восприятие. Состояние здоровья в целом тоже улучшается.
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: «Звуки М—Мь»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны , выполняйте задание только в том случае , если услышите слово “ пожалуйста”
Поднимите руки вверх, пожалуйста!
Опустите!
Опустите , пожалуйста!
Коснитесь рукой носа!
Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
Хлопайте в ладоши, пожалуйста !
Встаньте!
Встаньте, пожалуйста!
Маршируйте , пожалуйста!
Поставьте руки на пояс!
Садитесь, пожалуйста!
Молодцы!
2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.
Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.
3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)
Молодцы, верно!
Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.
4. Артикуляционная гимнастика:
Чтобы дальше нам пройти,
Нужно в парк артикуляции зайти
Губы:
Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки
Зубы:
Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.
Язык:
Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок
Щёки:
Будем щёки надувать
С воздухом играть.
5. Дифференциация звуков изолированно.
Давайте позовём звуки “м” и “мь”.
6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.
Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
Зубы: разомкнуты.
“м” — спинка языка опущена.
“мь”- спинка языка поднята к нёбу.
Голосовые связки: работают.
Воздушная струя — выходит через нос.
Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
“м” — твёрдый (спинка языка опущена).
“мь” — мягкий (спинка языка поднята).
7. Работа по развитию фонематического слуха.
Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними
М- МЬ-Н-М-МЬ
МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ
МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ
8. Дифференциация звуков в словах.
Звуки вы сейчас поймали,
Ну , а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ
Ребята Медведь с Машей спорят и не знают , какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им , пожалуйста.
Слог МИ кому отдадим?
Слог МЫ ?
(Прочитайте ещё раз эти слоги)
9. Физминутка с элементами фоноритмики ( поём “АМ”, (тихо, громко)
10. Дифференциация звуков в словах
Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской
Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых — звук “мь” слова со звуком “МЬ”
11. Звуковой анализ
Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)
12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)
13. Итог:
Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? ( “м” и “мь”)
Чем отличаются эти звуки друг от друга? ( “ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)
14. Домашнее задание — рассказать сказку дома.
***