Новая система планирования в группах раннего возраста

В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, восстановления системы ясельного образования детей раннего возраста, успешно функционировавшей до 80-х гг. ХХ в.: созданы программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях и выбрать ту, которая соответствует данной группе детей, их уровню здоровья, развития, а также особенностям самого педагога. В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста:

ясельные группы;

центры игровой поддержки;

группы кратковременного пребывания;

служба ранней помощи и др.

Эти формы задают широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания маленького ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду в специально созданной группе. В этих группах работают в основном одни и те же специалисты. Им необходим универсальный механизм планирования работы, который позволил бы организовать единую систему развития детей и решать задачи в соответствии с потребностями и особенностями детей раннего возраста. Сотрудниками дошкольного отдела Федерального института развития образования г. Москвы под руководством Т.Н. Дороновой подобраны и экспериментально апробируются игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей от 1 года до 3 лет двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорной сферы ребенка. Одним из критериев подбора игр и игровых упражнений является единство в содержании деятельности дошкольников. Взрослые, окружающие детей (специалисты, воспитатели группы, родители), используют одни и те же игры: “Ровным кругом”, “Паровоз”, “Бусинки”, “Воробушки и автомобиль”, “Зайка серенький”, “Мой веселый звонкий мяч” и др. Ребенок быстрее принимает ситуацию и проявляет активность, потому что знает игру и игровое упражнение. Чем младше ребенок, тем ярче проявляется эта особенность.

Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие умения, навыки, не будучи подкрепленными, в дальнейшем легко могут разрушиться. Поэтому так важна преемственность воспитания. Н.М. Аксарина

Еще одним критерием при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в про­цессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Они сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией.

Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом. По мнению И.М. Сеченова, восприятие будет более полным, если в нем участвует одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но и действует с этими предметами: ощупывает, производит различные движения.

Для детей раннего возраста характерным является процесс действия, им это интересно, они практикуются в выполнении движений, общении, осваивая речевую практику (повторяя ударные слова и слоги), знакомятся со способами познания окружающего мира. Важным условием для проведения наших игр и игровых упражнений стало использование набора пластизолевых игрушек, комплект которых разработан Т.Н. Дороновой и С.Г. Дороновым. Игрушкам, по мнению авторов комплекта, принадлежит особая роль, они способствуют появлению эмоционального отклика, организуют восприятие, побуждают к проявлению активности, развивают ориентировочное поведение, что позволяет взрослым организовать самостоятельность действий детей. В применяемых нами играх дети оживленно подражают действиям (движениям, имитационным звукам) персонажа-игрушки, радостно выполняют его задания, выполняют «соотносящие и орудийные действия» (В.С. Мухина).

Таким образом, мы подобрали игры и игровые упражнения, которые позволяют организовать сообразную возрасту и особенностям развития детей деятельность. На основе этих игр и игровых упражнений нами была разработана система планирования, представленная в виде карточек. В карточках описаны этапы проведения игры.

Все игры и игровые упражнения: собраны и распределены по карточкам для детей в возрасте от 1 г. 3 мес.; представлены одинаковым содержанием для детей различных возрастных периодов, но для старших детей даны усложнения, соответствующие периоду развития. Подчеркнем, предложенный подход позволяет одну и ту же игру использовать для детей разных возрастных групп. Такая форма распределения игр позволяет педагогам, специалистам, родителям: во-первых, ориентироваться на игру как на средство развития активности детей; во-вторых, выбирать игры и игровые упражнения в соответствии с индивидуальностью ребенка и особенностями его развития, видом организуемой детской деятельности; в-третьих, эта система рациональна и удобна в использовании. Карточки с играми могут быть собраны в картотеку. Игры одинаковые, но каждый педагог, специалист, родитель может применять их при решении разных задач развития и воспитания детей. Для музыкального развития детей подобраны музыкальные игры и упражнения, которые предполагают активное взаимодействие взрослого с ребенком, ребенка с игрушкой или предметом, например с погремушкой (приложение 1).

Эти игры способствуют знакомству детей с новой для них деятельностью и направлены на развитие музыкальной активности: слушания, подражания, выполнения движений в соответствии с мелодией музыки или песней (приложение 2). Игры на развитие коммуникативных умений способствуют включению детей в сообщество сверстников и взрослых. Эти игры направлены на преодоление робости, переключение ребенка с плача на активность, а также успокаивают слишком расшалившегося, рассерженного и агрессивного малыша. Таким образом, на основе этих игр мы организовали различные взаимодействия детей, детей и взрослых. Нами собраны игры, игровые упражнения, которые позволяют детям играть и в коллективе, и индивидуально со своими родителями и в подгруппе детей. Само содержание игр не является чем-то новым в практике педагогики раннего возраста. Но такая система карточек позволяет педагогу: оптимально и эффективно организовать подготовку и распределение содержания игр в разные виды детской деятельности; стимулировать развитие различных сфер детей; включить в совместную деятельность с ребенком окружающих его взрослых.

Приложение 1. КАРТОЧКА “Упражнение с погремушкой”

1 г. 3 мес. – 1 г. 5 мес.
Цель: побуждать детей к выполнению ритмичных движений под музыку. Оборудование: погремушки по количеству детей.

Музыкальный репертуар: “Ой, на горе-то”, русская народная песня, обр. М. Раухвергера.

Содержание:
— внесите коробку с погремушками;
— предложите детям взять погремушки и потанцевать с ними;
— выполняйте движения, ударяя погремушкой о ладонь и подпевая:
По ладошке стук да стук,
Вот какой веселый звук.
Что же это за игрушки?
Это наши погремушки;
под вторую часть музыки предложите детям покружиться.
Усложнение

1 г. 6 мес. – 2 г. – предложите детям постучать погремушкой по коленке:
По коленочке стучим,
Громко-громко говорим:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Погремушка, ты наш друг.

2-3 г. – предложите детям исполнить танец целиком, добавьте припев с кружением:
Мы покружимся сейчас,
Вот какой веселый пляс!

Приложение 2. Музыкальные занятия для детей с 1 года до 1,5 лет

Занятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про гуся.
Оборудование (материал): игрушка – белый гусь.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) предлагает ребенку игрушку и называет ее: “Это гусь”.
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Гусь, гусь, белый гусь!
Нашу деточку не кусь!
Иди на лужок,
Там ждет Ваня-пастушок.
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.

Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: “Давай позовем гуся: “Тега, тега, тега!” (приближает гуся к ребенку) А как гусь разговаривает? Он говорит “Га-га-га”. Взрослый предлагает детям песенку “Гуси, гуси”, муз. народная.
Стихи про гуся:
Ой, глядите – это гусь!
А тебя я не боюсь!
Ну, лети-ка ты домой,
И не стой передо мной!
Гусь, гусь, сердитый гусь!
Ты смотри, ребят не кусь!
В ванне мы с тобой вдвоем
И играем, и поем.
Взрослый показывает, как гусь ходит, летает, плавает.

Занятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про петушка.
Оборудование (материал): игрушка – петушок.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) показывает ребенку игрушку и называет ее: “Это петушок!”
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Посмотрите, петушок,
Ярко-красный гребешок,
Он в сапожках идет
И для всех ребят поет:
“Ку-ка-ре-ку!”
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.

Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: “Давай позовем петушка: “Петя, Петя!” (приближает петушка к ребенку) А как петушок разговаривает? Он говорит “Ку-ка-ре-ку!”
Взрослый предлагает песенку про петушка “Петушок, петушок, золотой гребешок!”, муз. народная.
Стихи про петушка:
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
маслена головушка,
шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
голосисто поешь,
голосисто поешь –
деткам спать не даешь?

Музыкальное занятие с игрушечной кошкой

Цели: побуждать детей произносить звукоподражание “мяу”, широко открывая рот; разучить танец “Ай, да”.
Оборудование: игрушка – кошка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечную кошку и говорит: “Это кошка, она мяукает, вот так: “Мяу-мяу”. Кошечка широко открывает ротик, чтобы все ее слышали”.
2. Взрослый поет песню “Кошка” (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) и обыгрывает ее. Предлагает ребенку сложить ладони “мисочкой” и “покормить” кошечку.
3. Взрослый: “Когда киска была голодная, она мяукала жалобно мяу-мяу, а когда поела из наших мисочек, сразу весело замурлыала мур-мур. Давайте повеселимся вместе с кошечкой и потанцуем”.
4. Взрослый предлагает детям разучить танец “Ай, да”, муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной.

Усложнение
Взрослый предлагает позвать киску: “Кис-кис-кис” (приближает кошку), затем проводит игру “Догоним киску”.
Взрослый предлагает поиграть с киской в прятки: накрывает детей прозрачной тканью – прячет их, а киска детей ищет, и наоборот: взрослый прячет кошку, а дети ее ищут.

Музыкальное занятие с игрушечным мишкой

Цель: учить в танце ставить ножку на пятку, пританцовывая.
Оборудование: игрушка – мишка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечного мишку и говорит: “Это мишка. Он большой, сильный, красивый и умеет танцевать вот так, посмотрите (показывает). Ну-ка, а как мы с вами будем танцевать, давайте покажем мишке”. Все разучивают танец.
2. Взрослый: “Мишка так рад, что вы разучили его танец, что решил с вами поиграть в игру “Кто умеет лучше топать” (муз. М. Раухвергера). Мишка топает ногами в ритме музыки, дети повторяют движения, затем мишка кружится (“Парный танец”, литовская народная музыка), дети повторяют.

Усложнение
Взрослый предлагает игру “Догонялки с мишкой”.
Детям читаются стихи про мишку:
Мишка наш в кусты залез,
Мишка наш малину ест.
А потом пойдет плясать,
Наших деток забавлять.

О.Е. Веннецкая, канд. пед. наук, ведущий науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ “ФИРО”,
Г.В. Кузнецова, науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ “ФИРО”

Запись опубликована в рубрике Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *