Система Монтессори

montessori-biografia

 

Мария Монтессори, педагог, психолог, врач, философ, разработала свою систему в начале 20-го века, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми. Основные принципы этой системы таковы:

  • — ребенок активный, а не пассивный ученик
  • — центром в Монтессори классе является ученик, а не учитель, все идет от ребенка т.е. снизу вверх
  • — учитель — помощник, а не власть
  • — в одной группе занимаются дети разного возраста

Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.
В Монтессори-школах не существует единых программ обучения и воспитания, так как в основе их лежит идея о том, что каждый человек имеет право на собственный уникальный путь становления и развития.

Впервые система Монтессори появилась в России в 1913 году, и в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори — детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии она также была вскоре запрещена пришедшими к власти фашистами, а Мария вынуждена была эмигрировать. Позже она несколько лет провела в Индии, и в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования.

montess5

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Весь педагогический и игровой материал лежит на полках. Он всегда доступен (в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем).

Обучающая среда. Она делится на 5 зон:

  • Зона практики — то есть то, что нужно в повседневной жизни, обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики. Даже счет уже здесь идет. Дети учатся:
    — пересыпать из различных емкостей, переливать из сосуда в сосуд
    — подметать (щетка, совок)
    — шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки — на специальных стендах -пособиях
    — мыть руки
    — забивать гвозди, вкручивать шурупы
    Обучение в этой зоне дисциплинирует и подводит к восприятию более сложного материала в следующих зонах.
  • Зона сенсорики. Здесь ребята «вручную» знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.
  • Зона языка.
  • Зона математики дает такие понятия:
    — сложение, вычитание
    — возведение в степень
    — таблица умножения, деления
    — дроби
  • Зона космоса (окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего).

Home_Image

КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ.

Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сензитивным периодом. Воспитатель наблюдает за ним, планирует и распределяет его деятельность.

Методика Марии Монтессори — прекрасное средство раннего развития вашего малыша! Много лет мы занимаемся с детьми от 1 года жизни. Результаты удивительные! Можно организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.
1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.

Reklama_deti5
2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
— помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
— помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
— помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.

montessori
3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:
Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.
Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
— музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
— пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
— шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.
Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.

1253188843_7
М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
— Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.
У нас в этой зоне также расположены таблицы и кубики Зайцева.
Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

montessori_mtrl
Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.
Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.

54095_23
4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.

Запись опубликована в рубрике Детские игрушки, Игрушки до 1 года, Игры и занятия для детей, Книги и пособия, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Новости Интернета, Ранний возраст. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.