Авторская программа раннего музыкального развития детей

(для родителей, педагогов – в условиях семейного воспитания)

Автор: Елькина Анджела Валентиновна, музыкальный руководитель, старший преподаватель КГПИ. Тел. +7 912 564 47 72

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка. Известный отечественный психолог Б.М.Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии…И развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности».

Психологи отмечают значение потребности у детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.

Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает ранний и младший дошкольный возраст, когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Педагоги-музыканты считают, что, чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, в исполнении музыкальных произведений на различных инструментах, разных стилей и эпох, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности:
–    эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
– музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.

Данная программа рассматривает вопросы музыкально-образовательной работы с детьми раннего возраста. Программа ориентирована на развитие музыкальности ребенка буквально с первых месяцев жизни, поскольку современная наука признает раннее детство как период, в котором успешно развиваются первоначальные музыкальные способности ребенка. Этим обосновывается введение в программу особого раздела, показывающего активное участие взрослых в музыкальном воспитании и развитии малыша.

Программа разработана на основе теоретических положений отечественной современной школы музыкального воспитания детей раннего возраста, основоположником которой заслуженно и признанно как в России, так и за рубежом является Н.А.Ветлугина.

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все ее необходимые составляющие:
– она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;
– заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми; по каждому виду детской музыкальной деятельности, на каждом этапе овладения программой приведены показатели развития ребенка, позволяющие педагогу, родителям на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание и оказать ему развивающую коррекционную помощь;
– учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:
• принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;
• принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей, познавательных процессов и личностных новообразований;
• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;
• принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара;
• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: миром ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы и т.п.
• принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования;
• принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
• принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса.
Целью программы является разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до трех лет, соответствующее их возрастным возможностям: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего возраста средствами музыкального воспитания.

Задачи программы:
• Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность.
• Обучать родителей, педагогов эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
• Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться родителями в семье.
• Формировать готовность к дальнейшему обучению.
• Развивать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребенка.

Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Материал изложен в соответствии с традиционными программными компонентами:
– характеристика возрастных возможностей;
– задачи овладения ребенком деятельностью;
– содержание (музыкальный репертуар);
– показатели музыкального развития ребенка.
Структурирование программы осуществлено прежде всего на основе традиционных подходов. На каждом этапе представлены все виды детской музыкальной деятельности:
–    слушание музыки;
– детская исполнительская деятельность (пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
–    детская музыкально-творческая деятельность.

Важным компонентом является анализ качества освоения ребенком программы, позволяющий родителям, педагогам своевременно выявлять у ребенка затруднения и оказывать ему коррекционную помощь.

Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки.
Для реализации программы необходима наиболее продуктивная в настоящее время личностно ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субьектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. Так, например, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, часто возникают занимательные для детей игровые ситуации, в процессе разрешения которых формируется мотивация к занятию. Далее на протяжении всего занятия взрослые постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности поддерживают интерес детей к занятию. Педагогам это легко удается осуществить на таком занятии, как сюжетное, в течение которого ход игрового действия разворачивается на основе сквозной сюжетной линии, объединяющей логично различные
виды детской деятельности. Такие занятия по содержанию являются музыкальными, а по форме организации – игровыми.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.

Непременным условием для успешной реализации программы является музыкальная предметно-развивающая среда, и в первую очередь наличие  в семье магнитофона. Использование музыки в повседневной жизни хорошо закрепляет у детей музыкально-слуховые представления  и помогает им быстрее усваивать музыку.

Таким образом, программа раннего музыкального развития детей поможет родителям, педагогам, занимающимся с самыми маленькими детьми в условиях домашнего воспитания.
1. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: единство развивающей и оздоровительной работы с детьми;
2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.
3. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
4. Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий.
5. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
6. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.

Направлениями работы по программе являются:

1. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов
2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки
3. Развитие речи в процессе пения-подпевания
4. Развитие музыкально-слуховых представлений
5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики
6. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами)
7. Пальчиковая гимнастика
8. Логоритмические игры
9. Игры – потешки
10. Игры с предметами
11. Игры – массаж
12. Игры с подражательными, имитационными движениями
13. Игровая гимнастика
14. Хороводные игры и танцы под пение взрослого
15. Ритмические игры с музыкальными  инструментами и игрушками
16. Инсценировки песен, несложных сказок-опер
17. Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы).

Проект адресован широкому кругу специалистов, педагогам, родителям для домашнего музицирования и занятий с малышом в условиях семьи.
• Лекционные занятия
• Практические семинары для взрослых
• Занятия для детей

Включает:

Тематическое планирование:
1. Музыкальное развитие детей первого года жизни:
– характеристика возрастных возможностей,
– задачи музыкального развития,
– методика музыкальной работы с детьми от 0 до 6 месяцев, от 6-7 до 12 мес.
– показатели музыкального развития.
2. Музыкальное развитие детей второго года жизни:
– характеристика возрастных возможностей,
– задачи музыкального развития,
– методика музыкальной работы с детьми от 1 – 1,5 года, от 1,5 – 2 лет
– показатели музыкального развития.
3. Музыкальное развитие детей третьего года жизни:
– характеристика общего развития, музыкального развития,
– задачи муз. развития (слушание музыки, певческая деятельность, ритмика, элементарное музицирование, творчество),
– показатели музыкального развития.

Практические семинары по использованию программы в условиях семьи: особенности использования музыкального репертуара, методы и приемы муз. воспитания детей раннего возраста (разучивание песен, потешек, прибауток; музыкально-ритмических движений, пальчиковой гимнастики, музыкального массажа, игр и плясок, обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах и др.) практические рекомендации по проведению занятий с детьми в условиях семейного воспитания.

Развивающие занятия для малышей, не посещающих детский сад.

На данный момент (апрель 2012 года) готовы 3 лекции и 3 практических занятия, происходит обработка материалов (видео пособия) программы агентством WebStar Studio. Подробная информация и заказ курса, Вы можете сделать здесь. Также Вы можете уточнить возможность приобретения программы по тел. +7 912 564 47 72.

Запись опубликована в рубрике Игры и занятия для детей, Книги и пособия, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

25 комментариев на «Авторская программа раннего музыкального развития детей»

  1. Diague говорит:

    Очень понравилось, даже не ожидала.

  2. ImillDup говорит:

    Огромное человеческое спасбо!

  3. Silvestrov говорит:

    Идея неплохая. Результатами практических исследований может кто-то похвастаться?

  4. Vlaserted говорит:

    спасибо, прочитал на одном дыхании

  5. Cederash говорит:

    Огромное человеческое спасибочки !

  6. Наталья говорит:

    мне очень понравилась ваша работа,…как можно с вами связаться и купить ее

  7. ирина говорит:

    очень нужная программа. с удовольствием приобрела бы.как с вами связаться?

  8. Ирина говорит:

    Здравствуйте! Хотела бы узнать стоимость программ по музыкульному развитию детей раннего возраста и музыкально- речевой с использованием фонетической ритмики. Спасибо.

  9. Елена говорит:

    Здравствуйте!
    Хотелось бы приобрести программу. Как это можно сделать?

  10. Арина говорит:

    Здравствуйте! А как можно ознакомиться с программой на возраст 1-2 полностью?

  11. подскажите как заказать и сколько это будет стоить по России

  12. Роман говорит:

    Здравствуйте, как можно приобрести программу?

  13. Наталия говорит:

    Очень заинтересовала ваша программа!Как можно её заказать и сколько она стоит?

  14. Ирина говорит:

    Сколько стоит Ваша программа?

  15. Евгения говорит:

    Мне тоже интересно сколько стоит программа, как долго ее ждать и что в она в себя включает!

  16. Хочу приобрести Вашу программу

  17. Елена говорит:

    Здравствуйте, очень интересная программа, где можно познакомиться с более подробной информацией по поурочному планированию?И есть ли какие то дополнительные музыкальные диски к программе?

  18. Елена говорит:

    Здравствуйте! Хотелось бы узнать стоимость программы и как ее приобрести.

  19. Юлия говорит:

    Спасибо за Ваш сайт, очень много полезной информации. Как можно приобрести Вашу программу, сколько это стоит и каковы способы оплаты и доставки?

  20. настя говорит:

    хотела бы узнать цену программы?что в нее входит?реб. 2,2

  21. светлана говорит:

    здравствуйте,меня тоже интересует стоимость программы детей 1.5-2г.входят ли туда CD ?

  22. Светлана говорит:

    Здравствуйте. Скажите как можно приобрести вашу программу, сколько она стоит и что в нее входит (входят ли СД диски)? Спасибо

  23. Наталья говорит:

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, как можно приобрести Вашу программу, что в нее входит и сколько это будет стоить?

  24. Наталья говорит:

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, как можно приобрести Вашу программу?

  25. admin говорит:

    Приобрести и посмотреть что в нее входит, Вы можете на новой странице нашей программы: http://www.2099.ru/2013/04/28/kurs-muzykalno-rechevykh-zanyatijj-s-detmi-rannego-vozrasta/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *