Игры на развитие слуховой памяти у детей

little_girl_singingУмение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.


Подчеркнем, что на первом этапе ребенку для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная или зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ.

«Угадай-ка»
Продемонстрируйте ребёнку по очереди предметы/игрушки/музыкальные инструменты, которые издают звук. Накройте их покрывалом. Затем издайте звук одним из этих предметов и попросите ребёнка угадать этот предмет.

«Внимательные ушки»
Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше.
(включить кассету со звуками)

«Музыкальные инструменты»
Включите классическое музыкальное произведение. По мере включения в концерте музыкальных инструментов — комментируйте их.

«Упражнение с бубном»
Ребёнок играет роль мышки. Когда бубен звучит тихо – мышонок выходит гулять по комнате, когда бубен звучит громко – мышонок быстро прячется в норку, потому что грозит опасность – идёт кошка.

«Домик-теремок»
Вы прячете в домик (коробку) игрушек-животных или карточки с животными и просите ребёнка отгадать, кто живёт в домике. Сами при этом издаёте соответствующий звук. ПР. Кто так говорит: гав-гав. Не забывайте хвалить ребёнка за каждый правильный ответ.

Игра «Угадай мелодию»
Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпонемент, либо подобрать знакомые ребёнку
песенки/мелодии из детского караоке и включать их/их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.

Игра «Весёлый барабан»
Придумайте барабан (кастрюля с ложкой). Одну ложку-палочку возьмите сами, другую – дайте малышу. Дайте ему задание – повторять за вами, как эхо. Начните с простого: постучите ложкой медленно 1 раз, затем – 2. Так можно усложнять мелодию. Ориентируйтесь на настроение ребёнка. Если видите его нежелание – перенесите игру на более подходящее время.

Man standing with his children and singing
Игра «Звуки машинок»
Если у вашего ребёнка много машинок, можно ему предложить такую игру. Машинки поочереди подъезжают к гаражу (коробке) и при этом издают разный звук. ПР. 1-я – би-би, 2-дрын-дрын, 3-уф-уф, 4 – ту-ту. Выбирайте такие звуки, чтобы они нравились ребёнку, смешные и простые. Итак, машинки приехали на стоянку, постояли. Сейчас им нужно уезжать. Попросите ребёнка помочь вам вспомнить, как «говорили» машинки. Количество машинок и сложность их звуков со временем можно усложнять.

Упражнения со стихами
Найдя новое стихотворение, прочитайте его ребёнку. В следующий раз делайте паузу перед рифмованными словами в конце строки, дожидаясь помощи ребёнка в её завершении. Постепенно усложняйте задание – оставляйте для его памяти 2 слова, а впоследствии – целую строку. Так ребёнок научиться запоминать стихи быстро и станет более внимательным.
Пр.(для 2-го или 3-го прочтения) Мишка …..(ваша пауза) (ребёнок-«косолапый»
По лесу ….. (идёт)
Шишки …..(собирает)
Песенки…. (поёт) и тд.
«Звучащие коробочки»
В коробочки раскладываем мелкие предметы. Монетки, спички, пуговицы, бусинки, камешки… все те, которые при тряске будут издавать характерный звук. Чтобы малыш не открывал коробочки, можно их заклеить скотчем, а для проверки подписать или зарисовать содержимое на обратной стороне коробки.

«Ритм»
Упражнения, способствующие формированию чувства ритма:
— отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;
— повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;
— ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;
— выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;
— ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);
— переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;
— поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;
— воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);
— выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька и др.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, активизирует деятельность, способствует развитию ловкости, координации движений, оказывает дисциплинирующее воздействие.
Восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например, выкладывание цветных полосок бумаги: более короткая полоска — более короткий звук и наоборот; красная полоска — акцентированный звук, синяя — неакцентированный звук.

«Различай веселую и грустную музыку»
Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
«Тихо и громко»
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.
Варианты:
— можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
— использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;
— на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
— на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;
— найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Ребёнку раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребёнок, угадывает по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Варианты:
— перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
«Шагаем и танцуем»
Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.

 

.

Это сообщение было написано Воскресенье, июля 28, 2013 в 10:25 в разделе Игры и занятия для детей, Логоритмика, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Один комментарий to “Игры на развитие слуховой памяти у детей”

  1. октября 16, 2013 at 19:25

    Некрасова Лариса Валентиновна :

    СПАСИБО! Полезно, интересно.

Оставить комментарий