Музыкальное развитие детей раннего возраста

Специалисты-психологи  перинатального развития утверждают, что ребенок слышит звуки еще во внутриутробный период. Они узнают голоса родителей и реагируют на него. Тревожная музыка вызывает у  ещё не родившегося ребенка учащение пульса, спокойная – умиротворение. Это можно увидеть и на личике ребенка с помощью аппарата УЗИ.

 3839

Восприятие

    Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни.  

До года

Второй год жизни

Третий год жизни

До года ребенок может активно слушать музыку в течение 20-30 секунд, затем перерыв 1-3 чек. С 20-30 сек. Слушания. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.

Активный период слушания может длится 40 секунд с перерывом 1-2 сек. Занятие 2-3 минуты. Репертуар 10-12 пьес в год

Активный период слушаний 1-1,5 мин. Перерыв  1-2 сек. Занятие 4-5 минут. Репертуар 12-15 пьес в год.

Рекомендуется проводит 3 занятия в неделю – одно занятие – посвящать только слушанию.

         Слушание в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития ребенка:

— развивается музыкальный слух:  детей приучают сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский музыкальных инструментах.

— развивается интерес к музыке: слушают небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние.

— развиваются музыкально-сенсорные способности: звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы:  быстрый и умеренный).

        

Виды слушания:

1.     Пение взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.

2.     Инструментальная музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не используются эстрадные обработки.

3.     Слушание в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование подлинных шедевров классической музыки.

4.                 Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3 инструментальные пьесы, объединенные сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и выразителен, после музыкального произведения или в конце с музыкальным фоном. Недопустимо задавать вопросы при прослушивание – это этап закрепления.

Игрушка приобретает большое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если ребенок не называет ее, то он покажет игрушку. Использовать игрушку в слушании – опосредовано.

5.     Слушание музыки в игровой форме.  Опосредовано через игрушку.

6.     Использование музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных инструментах.

Выбор произведения для развития восприятия музыки —  очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих пристрастий: 

·        Приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым;

·        Музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся;

·        Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз;

·        Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;

·        Музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении;

    Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд;

 Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите слушание.

     Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса.

      Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой.  Это могут быть народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни и др. Родители могут петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия,  включать в игровую деятельность.

     Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности.

 

 

Пение

Задача – приобщение детей к пению.  Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

1.     Малыша приучают прислушиваться  к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Методика –  воздействие выразительной певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель и педагог смотрят на детей.

2.     Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер.  Тексты песен простые и много повторений, тогда ребенок имеет возможность подпевать.

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Первое, что появиться – подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др.  Третий этап – слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».

3.  На третьем году жизни малыш начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача – развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре. 2 года – 200 слов, 3 года – 1200-1500 слов.

         Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая.  При пении можно встать и походить по залу, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.

Мелодию возможно сыграть на нескольких инструментах для запоминания детьми и развития слуха.

Диапазон  детей 2-3 лет ми1 — ля1.

Возможно транспонирование мелодии, но только при слушании. Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами. Самая приемлемая скорость речи – 100 слов с минуту.

Методика разучивания песни:

1.                         Знакомство – живое, выразительное исполнение. Исполнение на другом инструменте.  Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем и музыкальным руководителем глаза – в глаза, при закрытом инструменте.  Если внимание детей уже  рассеялось на этом лучше завершить первый этап.

2.                         Повторное исполнение песни с аккомпанементом. Использование игрушки и воспитателя. Исполнение песни детьми более старшего возраста.  Предлагаются вопросы, дублирующие текст песни. Затем предлагают малышам спеть повторяющие слова или звукоподражания.

3.                         Детям предлагается узнать и назвать песню (либо показать картинку, игрушку). Исполнение можно без аккомпанемента, при затруднении с инструментом.  Разучивание по фразам без сопровождения (использовать детский музыкальный инструмент).

4.                         Дети узнают песню и самостоятельно подпевают. Использовать разные «мизансцены» для организации пения, имитирующие движения.

5.                         Дети узнают песню после первого пропевания. Начинают самостоятельно подпевать. Предложить спеть всю песенку (от возраста детей и способностей).

Дети 2-3 лет за год поют 10-12 песен.

Использование песен на празднике. Дети полностью поют или подпевают 1 песню на празднике. Используются игры с подпеванием. Длительность утренника 20-25 минут. Исполнение песни на празднике происходит лицом в педагогу или музыкальному руководителю, так как привыкли дети.

 

Музыкально-ритмические движения

        

Цель – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей.

Цель упражнений – научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.

Цель движений, композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.

При планировании занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.

Дети 2-3 лет легко различают 2-3-х частную форму, запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального произведения.

Методика.

1.     Выбор упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).

2.     Предварительная работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут путаться при другом показе.

3.      Запаздывающий показ (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя.  Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.

Использование атрибутов (погремушек, бубнов, кукол, султанчиков, флажков, колокольчиков, бубенчиков, кольца «серсо»). 

 

 

.

Это сообщение было написано Четверг, мая 16, 2013 в 10:19 в разделе Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий