Музыкальные занятия с малышом дома

OLYMPUS DIGITAL CAMERAМузыкальное развитие является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Это не означает, что из вашего малыша обязательно должен вырасти музыкант, однако иметь чувство ритма, учиться воспринимать прекрасное должен, наверное, каждый человек.

Когда же стоит начинать развивать музыкальность у крохи? Еще до его рождения. Будучи беременной, мама может слушать музыку. Учеными доказано, что родившиеся дети помнят мелодию, которую слушали еще в утробе матери и реагируют на нее. Можно не только ставить любимые записи, но и петь малышу. Пусть музыка будет частью вашей жизни.

Задачи развития:

 — Развивать чувство ритма ребенка 
 — Научить откликаться на музыку различного характера 
 — Научить включаться в музицирование через жест, движение, игру на музыкальных      инструментах и пение. 
 — Стимулировать развитие речи. 
 — Подготовить речевой аппарат к произнесению всех групп звуков.

От рождения до 2 лет

Приобретите ребенку несколько погремушек с различным спектром звучания (глухие, звонкие, громкие, тихие). Пусть дома у вас звучит веселая активная музыка во время игры ребенка и колыбельные во время засыпания. Старайтесь ставить одни и те же мелодии на протяжении длительного времени, чтобы ребенок запоминал их. Подпевайте. Можете даже потанцевать с крохой в такт музыке – это будет развивать у него чувство ритма. Уже к 3 месяцам малыш может активно реагировать на мелодию – угукать, переворачиваться. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, старайтесь повторять их за ним.

Для развития музыкальности сейчас существуют разнообразные мобили, подвески, музыкальные игрушки. Не думайте, что это пустая трата денег. Нажимая на кнопочку, ребенок слышит издаваемый звук, что формирует у него связь: нажал – звучит. А это первый шаг в развитии коры головного мозга ребенка. В такт звучащей музыке хлопайте в ладоши вместе с ребенком или его ручками. Ставьте музыку во время занятий гимнастикой, выполняйте ритмичные движения под музыку. Когда малыш делает первые свои шаги, поиграйте с ним – поддерживайте его под мышками, чтобы он касался пола ножками, и поощряйте его приседать в такт музыке.

Все малыши любят кукольный театр. Наденьте на руку перчаточную куклу и под музыку потанцуйте ею. Обыгрывая любую сказку, покажите, как волк догоняет зайчика под музыку.

Также можно приобрести ребенку диск со звуками природы, слушать его и обсуждать услышанное.

1. Развиваем чувство ритма. Включаем музыку и вместе с малышом хлопаем и топаем ей в такт. Поверьте, это очень весело. Правда поначалу моему ребенку было интереснее топать и хлопать под стишки типа «Мишка косолапый по лесу идет…»

Второй вариант игры – учимся повторять ритм. Садимся за стол и кто-то из взрослых стучит по столу ладошкой, например 2 раза. Ребенок должен повторить. Темп и ритм усложняем в зависимости от уровня развития малыша.

2. У ребенка должно быть как можно больше «музыкальных инструментов». Пишу в кавычках, потому что имею в виду не только игрушки, но и все, что попадается под руку – ложки, кастрюли, сковородки, банки… В первую очередь ребенок должен запомнить что и как звучит. Позвольте малышу проявить самостоятельность и постучать по всему самому так, как ему нравится. При этом обязательно комментируйте что эти, как звучит (тихо, громко, звонко…). Когда ребенок все это запомнит, игру усложняем: спрячьте за спину несколько предметов и издайте звук одним из них, потом предложите ребенку отгадать, что издало такой звук.

3. Еще одна игра – «Как звучат игрушки». Для этого берем несколько игрушек (для начала 2-3 достаточно) и загадываем, как каждая из них будет звучать например на игрушечном металлофоне. Показываем ребенку несколько раз, а затем просим ребенка закрыть глаза, а сами в это время издаете звук. Открыв глаза ребенок должен показать игрушку, которая этому звуку соответствует. Можно также приобрести плакат, на котором нарисованы различные музыкальные инструменты, при нажатии на которые издается звук (как будто вы только что сыграли на них), и загадывать игрушки на эти инструменты.

Ну и последний совет: в течение дня слушайте различную музыку: классику, детские песенки, звуки природы, старайтесь вплетать музыку в свои игры.

 

От двух до четырех лет

С двух лет пора знакомить ребенка с музыкальными инструментами. Хорошим приобретением будет барабан, бубен, дудочка, ложки, маракасы, гармошка, металлофон, пианино. Покажите ребенку, что можно извлекать громкие и тихие звуки. Для закрепления поиграйте в игру «Громко-тихо». Когда вы играете громко, ребенок должен бегать по комнате (как лошадка), а когда тихо, красться на носочках (как лисичка).

Пойте с малышом побольше песен, придумывайте новые слова на уже известные мелодии, что поможет в развитии речи ребенка.

Двигайтесь под музыку – это мишка косолапый ходит вразвалочку, а это скачут зайчики, а это лисичка крадется, вот лошадки побежали, птички полетели, маршируют солдаты.

Расскажите ребенку, что музыка может отражать настроение человека. Предложите малышу послушать музыку. Спросите его, какое настроение у куклы? Почему? Она заболела и ей грустно? А вот пришли к ней друзья и принесли много подарков. Какое у нее настроение? Радостное, веселое. Можно сделать карточки с эмоциями для ребенка и предложить подобрать нужную к мелодии.

Слушая музыкальный отрывок, пофантазируйте с малышом, на какое животное он похож? Или нарисуйте в вашем воображении различную погоду — солнечную, дождливую, пасмурную. Спросите у ребенка, почему он так думает?

Для различения ритма поиграйте в игру «Ножки». Скажите ребенку, что когда вы будете играть медленно, это идут маленькие ножки ребенка, а когда быстро – бегут ножки папы.

Очень полезна музыкальная игра «Угадай, на чем играем Мишка». Возьмите различные инструменты, положите возле себя. Предложите малышу отвернуться, а вы в это время будете играть на каком-либо инструменте. Берете в руки Мишку, предлагаете ребенку угадать, на чем он играл.

Полезно рисовать под музыку. Предложите ребенку изобразить на листе бумаги то, что он слышит. Посмотрите, какие интересные варианты выдаст ваш малыш!

Играйте в пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Для различения тембра поиграйте в игру «Птички и мишки». В нее удобно играть, когда в доме есть фортепиано. Поиграйте в нижнем регистре – это поют мишки, теперь поиграйте в верхнем – это поют птички. Теперь предложите ребенку отвернуться и угадать, кто же это за артист?

Удачи вам и веселых игр!

.

Это сообщение было написано Четверг, марта 28, 2013 в 10:35 в разделе Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий