Воспитание музыкой

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного оборазования : растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Сегодня отмечеатся резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно- дисциплинарную направленность. Технологизация жизни, в которой участвует ребенок, влечет за собой его «обесчувствовывание». Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, Агрессия, негативизм, замкнутость — защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно- психическими нагрузками, которые они испытывают в Доу и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия, которая представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музузыки в качестве основного и ведущего фактора взаимодействия ( музыкальные произведения), так идополнение музыкальным сопровождением других профилактических приемов ( психогимнастика, логоритмика).

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно- коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя социального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличие музыкального педагогического образованияя.

Музыкотерапия ориетирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется применять не только на музыкальных занятия, но и на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, вечерах досуга, занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и.т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, » конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений в музыкотерапии могут служить не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических поцессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и.т.д. в самых различных формах организации педагогического поцесса в детском саду.

 Если воспитатель имеет определенный наывык. он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребенка. Напирмер на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностиью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток.(композиции из » Ритмической мозайки» А. И. Бурениной; композиции Суворовой). Композиции на основе быстрой , веселой музыки позволяют поднять настроение детей, активизировать их внимание.

 Работая в тесном контакте с психологом, воспитатель при необходимости согласовывает с ним поставленные задачи и выбирает материал для занятий.

Занятия музыкотерапией строятся по определенной схеме:

— разминка- двигательные и ритмические упражнения;

-музыкальная релаксация- аутотренинг.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно- психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы и воспитателем, они также имеют определенный психотерапевтический эффект. В работе очень хорошо использовать ритмические движения из пособия по ритмике Э. Шукшиной. Для придания большей выразительности при выполнении упражнений даем им образное название.

Двигательные упражнения:

» Прогулка по сказочному лесу» ( Н. Римский-Корсаков, ария Фенронии из оперы » Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Ступаем в медленном темпе, воображая вокруг себя пейзаж и показывая жестами другим детям велеколепие природы.

» Порхающая бабочка» ( А. Дворжак » Юмореска»). Легкие пружинистые шаги, с взмахом рук, изображая бабочку.

Главная особенность музыкально- ритмического воспитания — это акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных; на развитии и тренировке психических процессов, развития восприятия, внимания, мышления, умения выражать различные эмоции в мимимке и пантомимике. На занятиях композиции А. Бурениной из программы по ритмической пластике помогают развивать способность к самовыражению в движении. Дети учатся владеть своим собственным телом, тонкостям музыкального восприятия, нестандартному мышлению, психологической свободе.

Чтобы музыка подействовала на ребенка, его необходимо специально настроить и подготовить. этот настрой заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка_ это всегда чувства, переживания.

Для прослушивания на занятиях музыкотерапией и релаксацией можно предложить следующие темы:

» В церкви», » Утренняя молитва» и » Юмореска» П Чайковского;

» Аве Мария» Ф. Шуберта;

» Разлука» глинки;

» Шутка» И.С. Баха

Названия этих произведений отражают настроение передаваемое музыкой. Дети учатся понимать чувства, различать отттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно врачи-физиологи ставят знак равенства между физическим и психическимздоровьем при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема, связанного с положительными эмоциями.

А музыка-это всегда только положительные эмоции.

.

Это сообщение было написано Пятница, августа 24, 2012 в 14:59 в разделе Лечебная музыка, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Ранний возраст, теория и методика. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий