serif в разделе в разделе в разделе в разделе
 

Новая система планирования в группах раннего возраста

В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, восстановления системы ясельного образования детей раннего возраста, успешно функционировавшей до 80-х гг. ХХ в.: созданы программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях и выбрать ту, которая соответствует данной группе детей, их уровню здоровья, развития, а также особенностям самого педагога. В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста:

ясельные группы;

центры игровой поддержки;

группы кратковременного пребывания;

служба ранней помощи и др.

Эти формы задают широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания маленького ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду в специально созданной группе. В этих группах работают в основном одни и те же специалисты. Им необходим универсальный механизм планирования работы, который позволил бы организовать единую систему развития детей и решать задачи в соответствии с потребностями и особенностями детей раннего возраста. Сотрудниками дошкольного отдела Федерального института развития образования г. Москвы под руководством Т.Н. Дороновой подобраны и экспериментально апробируются игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей от 1 года до 3 лет двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорной сферы ребенка. Одним из критериев подбора игр и игровых упражнений является единство в содержании деятельности дошкольников. Взрослые, окружающие детей (специалисты, воспитатели группы, родители), используют одни и те же игры: «Ровным кругом», «Паровоз», «Бусинки», «Воробушки и автомобиль», «Зайка серенький», «Мой веселый звонкий мяч» и др. Ребенок быстрее принимает ситуацию и проявляет активность, потому что знает игру и игровое упражнение. Чем младше ребенок, тем ярче проявляется эта особенность.

Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие умения, навыки, не будучи подкрепленными, в дальнейшем легко могут разрушиться. Поэтому так важна преемственность воспитания. Н.М. Аксарина

Еще одним критерием при отборе игр и игровых упражнений является необходимость в про­цессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двигательной, коммуникативной, речевой, познавательной. В раннем возрасте у детей формируются игровые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (взаимодействии). Поэтому в основе активной деятельности детей лежат игры, в которых присутствует движение, игры, развивающие двигательные умения и навыки, стимулирующие ритмичность и темп выполнения. Они сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки) задают динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией.

Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе такой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом. По мнению И.М. Сеченова, восприятие будет более полным, если в нем участвует одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но и действует с этими предметами: ощупывает, производит различные движения.

Для детей раннего возраста характерным является процесс действия, им это интересно, они практикуются в выполнении движений, общении, осваивая речевую практику (повторяя ударные слова и слоги), знакомятся со способами познания окружающего мира. Важным условием для проведения наших игр и игровых упражнений стало использование набора пластизолевых игрушек, комплект которых разработан Т.Н. Дороновой и С.Г. Дороновым. Игрушкам, по мнению авторов комплекта, принадлежит особая роль, они способствуют появлению эмоционального отклика, организуют восприятие, побуждают к проявлению активности, развивают ориентировочное поведение, что позволяет взрослым организовать самостоятельность действий детей. В применяемых нами играх дети оживленно подражают действиям (движениям, имитационным звукам) персонажа-игрушки, радостно выполняют его задания, выполняют «соотносящие и орудийные действия» (В.С. Мухина).

Таким образом, мы подобрали игры и игровые упражнения, которые позволяют организовать сообразную возрасту и особенностям развития детей деятельность. На основе этих игр и игровых упражнений нами была разработана система планирования, представленная в виде карточек. В карточках описаны этапы проведения игры.

Все игры и игровые упражнения: собраны и распределены по карточкам для детей в возрасте от 1 г. 3 мес.; представлены одинаковым содержанием для детей различных возрастных периодов, но для старших детей даны усложнения, соответствующие периоду развития. Подчеркнем, предложенный подход позволяет одну и ту же игру использовать для детей разных возрастных групп. Такая форма распределения игр позволяет педагогам, специалистам, родителям: во-первых, ориентироваться на игру как на средство развития активности детей; во-вторых, выбирать игры и игровые упражнения в соответствии с индивидуальностью ребенка и особенностями его развития, видом организуемой детской деятельности; в-третьих, эта система рациональна и удобна в использовании. Карточки с играми могут быть собраны в картотеку. Игры одинаковые, но каждый педагог, специалист, родитель может применять их при решении разных задач развития и воспитания детей. Для музыкального развития детей подобраны музыкальные игры и упражнения, которые предполагают активное взаимодействие взрослого с ребенком, ребенка с игрушкой или предметом, например с погремушкой (приложение 1).

Эти игры способствуют знакомству детей с новой для них деятельностью и направлены на развитие музыкальной активности: слушания, подражания, выполнения движений в соответствии с мелодией музыки или песней (приложение 2). Игры на развитие коммуникативных умений способствуют включению детей в сообщество сверстников и взрослых. Эти игры направлены на преодоление робости, переключение ребенка с плача на активность, а также успокаивают слишком расшалившегося, рассерженного и агрессивного малыша. Таким образом, на основе этих игр мы организовали различные взаимодействия детей, детей и взрослых. Нами собраны игры, игровые упражнения, которые позволяют детям играть и в коллективе, и индивидуально со своими родителями и в подгруппе детей. Само содержание игр не является чем-то новым в практике педагогики раннего возраста. Но такая система карточек позволяет педагогу: оптимально и эффективно организовать подготовку и распределение содержания игр в разные виды детской деятельности; стимулировать развитие различных сфер детей; включить в совместную деятельность с ребенком окружающих его взрослых.

Приложение 1. КАРТОЧКА «Упражнение с погремушкой»

1 г. 3 мес. — 1 г. 5 мес.
Цель: побуждать детей к выполнению ритмичных движений под музыку. Оборудование: погремушки по количеству детей.

Музыкальный репертуар: «Ой, на горе-то», русская народная песня, обр. М. Раухвергера.

Содержание:
— внесите коробку с погремушками;
— предложите детям взять погремушки и потанцевать с ними;
— выполняйте движения, ударяя погремушкой о ладонь и подпевая:
По ладошке стук да стук,
Вот какой веселый звук.
Что же это за игрушки?
Это наши погремушки;
под вторую часть музыки предложите детям покружиться.
Усложнение

1 г. 6 мес. — 2 г. — предложите детям постучать погремушкой по коленке:
По коленочке стучим,
Громко-громко говорим:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Погремушка, ты наш друг.

2-3 г. — предложите детям исполнить танец целиком, добавьте припев с кружением:
Мы покружимся сейчас,
Вот какой веселый пляс!

Приложение 2. Музыкальные занятия для детей с 1 года до 1,5 лет

Занятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про гуся.
Оборудование (материал): игрушка – белый гусь.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) предлагает ребенку игрушку и называет ее: «Это гусь».
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Гусь, гусь, белый гусь!
Нашу деточку не кусь!
Иди на лужок,
Там ждет Ваня-пастушок.
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.

Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: «Давай позовем гуся: «Тега, тега, тега!» (приближает гуся к ребенку) А как гусь разговаривает? Он говорит «Га-га-га». Взрослый предлагает детям песенку «Гуси, гуси», муз. народная.
Стихи про гуся:
Ой, глядите – это гусь!
А тебя я не боюсь!
Ну, лети-ка ты домой,
И не стой передо мной!
Гусь, гусь, сердитый гусь!
Ты смотри, ребят не кусь!
В ванне мы с тобой вдвоем
И играем, и поем.
Взрослый показывает, как гусь ходит, летает, плавает.

Занятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про петушка.
Оборудование (материал): игрушка – петушок.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) показывает ребенку игрушку и называет ее: «Это петушок!»
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Посмотрите, петушок,
Ярко-красный гребешок,
Он в сапожках идет
И для всех ребят поет:
«Ку-ка-ре-ку!»
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.

Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: «Давай позовем петушка: «Петя, Петя!» (приближает петушка к ребенку) А как петушок разговаривает? Он говорит «Ку-ка-ре-ку!»
Взрослый предлагает песенку про петушка «Петушок, петушок, золотой гребешок!», муз. народная.
Стихи про петушка:
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
маслена головушка,
шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
голосисто поешь,
голосисто поешь –
деткам спать не даешь?

Музыкальное занятие с игрушечной кошкой

Цели: побуждать детей произносить звукоподражание «мяу», широко открывая рот; разучить танец «Ай, да».
Оборудование: игрушка – кошка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечную кошку и говорит: «Это кошка, она мяукает, вот так: «Мяу-мяу». Кошечка широко открывает ротик, чтобы все ее слышали».
2. Взрослый поет песню «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) и обыгрывает ее. Предлагает ребенку сложить ладони «мисочкой» и «покормить» кошечку.
3. Взрослый: «Когда киска была голодная, она мяукала жалобно мяу-мяу, а когда поела из наших мисочек, сразу весело замурлыала мур-мур. Давайте повеселимся вместе с кошечкой и потанцуем».
4. Взрослый предлагает детям разучить танец «Ай, да», муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной.

Усложнение
Взрослый предлагает позвать киску: «Кис-кис-кис» (приближает кошку), затем проводит игру «Догоним киску».
Взрослый предлагает поиграть с киской в прятки: накрывает детей прозрачной тканью – прячет их, а киска детей ищет, и наоборот: взрослый прячет кошку, а дети ее ищут.

Музыкальное занятие с игрушечным мишкой

Цель: учить в танце ставить ножку на пятку, пританцовывая.
Оборудование: игрушка – мишка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечного мишку и говорит: «Это мишка. Он большой, сильный, красивый и умеет танцевать вот так, посмотрите (показывает). Ну-ка, а как мы с вами будем танцевать, давайте покажем мишке». Все разучивают танец.
2. Взрослый: «Мишка так рад, что вы разучили его танец, что решил с вами поиграть в игру «Кто умеет лучше топать» (муз. М. Раухвергера). Мишка топает ногами в ритме музыки, дети повторяют движения, затем мишка кружится («Парный танец», литовская народная музыка), дети повторяют.

Усложнение
Взрослый предлагает игру «Догонялки с мишкой».
Детям читаются стихи про мишку:
Мишка наш в кусты залез,
Мишка наш малину ест.
А потом пойдет плясать,
Наших деток забавлять.

О.Е. Веннецкая, канд. пед. наук, ведущий науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ «ФИРО»,
Г.В. Кузнецова, науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ «ФИРО»

Это сообщение было написано Воскресенье, февраля 19, 2012 в 11:08 в разделе Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий