Игры и занятия для самых маленьких

Музыкально — игровая развивающая среда обогащает сенсомоторный и эмоционально-творческий опыт детей, обеспечивая предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития.
В нашей практике музыкальное занятие самое популярное, особенно у малышей до 3 — 4 лет. Чем же объясняется этот интерес? Чем полезна веселая музыка?

 

Каждой маме известно: завладей вниманием ребенка – и ты добьешься поставленных целей. Будь то одевание колготок, поедание каши или любое другое, нужное в первую очередь взрослому действие.

Ничто не сравнится по эффективности концентрации внимания ребенка с музыкой. Исследователи расходятся во мнениях, с какого момента ребенок не просто реагирует на звуки, но эмоционально отзывается на благозвучие мелодии. Однако общепринято, что сензитивный период восприятия музыки наступает в 1,5 года и длится до 6 лет. Сензитивные периоды развития ребенка временны и предназначены природой для приобретения тех или иных способностей. Не стоит упускать это из виду, занимаясь с ребенком.

 

Нет более благодарного слушателя для поющего родителя, чем его малыш. Ведь коммуникация детей раннего возраста носит индивидуально-личностный характер.

 

Доставьте себе радость быть принятым «публикой» на Ура! Недостатки ваших музыкально-вокальных способностей не имеют никакого значения. (Вспомните, сколько положительных эмоций вызывает у Вас любая попытка исполнения чего-либо вашим ребенком). Так будьте таким же великодушным, как и он, порадуйте малыша самыми приятными для него звуками — вашим поющим голосом. Положительная мотивация и эмоционально-психологический комфорт обеспечен всем участникам процесса.

 

Грех было бы не использовать волшебный эффект музыкальной гармонии в процессе развивающих занятий. Музыка активизирует весь арсенал средств познания мира, которым владеет малыш. Любая информация запоминается проще и надежней, если она изложена ритмично, либо положена на музыку.

 

Чередование видов деятельности, которыми изобилуют музыкальные занятия, активизирует работу всех зон головного мозга.

 

Прибавим сюда сказочный сюжет – и становится понятным, почему именно на занятия музыкой тянет Вас за руки малыш.

 

Пойте вместе с ним дома, танцуйте, играйте проводите сами музыкально-развивающие занятия, но дружите с музыкой всегда, она — первый помощник в жизни ребенка.

ДРУЖНО ВЕСЕЛО ЖИВЕМ

Дружно, весело живем,
Вместе песенки поем.

На окошке, на окошке,
На окошке кошечка.
Мяу-мяу-мяу,
Мяу-мяу-мяу.

На лужайке, на лужайке
На лужайке козочка.
Ме-ме-ме,
Ме-ме-ме.

Дружно, весело живем,
Вместе песенки поем.

На крылечке, на крылечке,
На крылечке курочка.
Ко-ко-ко,
Ко-ко-ко.

На прудочке, на прудочке,
На прудочке уточка.
Кря-кря-кря,
Кря-кря-кря.

Дружно, весело живем,
Вместе песенки поем.

У корытца, у корытца,
У корытца свиночка.
Хрю-хрю-хрю,
Хрю-хрю-хрю.

Возле мамы, возле мамы,
Возле мамы сыночка.
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.

Дружно, весело живем,
Вместе песенки поем.

ЗАИНЬКА
Песенка для самых младших.

Во лесу под кустом,
Под зеленым листом
Жил-был заинька,
Жил-был маленький.

Во лесу, во бору
Ел траву, ел кору
Зайка маленький,
Зайка серенький.

На полянке в лесу
По утрам пил росу
Зайка маленький,
Зайка серенький.

Как зимой выпал снег,
Поменял зайка цвет.
Зайка маленький,
Зайка беленький.

Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошами или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.

Колокольчики мои

Вам потребуются: 3 колокольчика разного размера.

Покажите ребенку, как звучат колокольчики.

Обращайте внимание на звуковые различия. Самый большой колокольчик назовите «папой», средний — «мамой», а самый маленький — их «малыш». Попросите ребенка изобразить, каким голосом говорит его папа, затем — мама, и, наконец, как говорит он сам. Теперь в том же порядке позвоните в колокольчики.

Игра способствует развитию слухового восприятия.

Попрыгаем, потопаем…

Читайте малышу потешки, побуждая его повторять описанные действия:

Зайка

Зайке холодно сидеть
Лапки надо бы погреть.
Хлоп-хлоп,хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)
Лапки надо бы погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок,скок-скок, (прыгаем)
Надо зайке поскакать.

Как зайки мы попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И как медведь потопаем, потопаем, потопаем, потопаем.
А ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Игра способствует развитию слухового восприятия, навыков аудирования.

В гости к зайке – игра на развитие движений

Вам потребуются: резиновый массажный коврик, детская лесенка-стремянка, кегли, пуговицы, большая подушка, стул.

Пригласите малыша в гости к зайке, которого вы заблаговременно разместили в другой комнате и заранее создали препятствия на тропе, ведущей к зайцу: массажный резиновый коврик — каменистая дорожка, лесенка-стремянка — гора (подстраховывайте малыша во время этого упражнения). Расставленные кегли — лес, а пуговицы под ними — грибы, которые надо собрать и при этом постараться не свалить кеглю. Подушка — небольшая горка, через которую надо перелезть. И, наконец, пусть малыш пролезет под стулом, и он — у зайки. Зайка может попросить кроху спеть песенку, рассказать стишок, попрыгать на одной ножке. И, конечно, следует наградить малыша за столь нелегкий путь.

Игра способствует эмоциональному развитию, формированию основных физических навыков, развитию координации движений.

Зарядка в зоопарке

Расставьте по комнате игрушки или разместите картинки с изображениями животных. Пригласите малыша в зоопарк. Останавливаясь у каждой картинки, вспоминайте, что вы знаете об этом животном, имитируйте его голос, походку: «Посмотри, это медведь. Он большой, бурый (коричневый), где он живет? А как он рычит? Покажи мне, пожалуйста, как он ходит на четырех лапах» и т.д. Около жирафа можно покрутить шеей в разные стороны. Рядом со слоном — показать, какой он огромный и попробовать дотянуться до него несколько раз. У клетки с зайцем попрыгать, возле обезьянок покорчить рожицы и т.д.

Игра способствует формированию основных физических навыков, развитию речи.

Изучаем вместе с ребенком от 1-го до 2-х лет животный мир

Домашние животные
Кошка

Вам потребуются: карточка с изображением кошки, игрушка-кошка.

Предложите малышу рассмотреть «кису». Пусть он вам покажет, где у нее «ушки, глазки, лапки, хвостик».

Вспомните, как «разговаривает» кошка. Помяукайте вместе с ребенком. Поясните, что кошка — домашнее животное, потому что она живет в доме. Расскажите, что киска любит кушать, где спит, как играет. Поиграйте в

кошку-игрушку. Покажите малышу, как надо гладить кису, пусть игрушка помурлыкает вашим голосом. Объясните ребенку, почему одно и то же животное называют кошкой (мама), котом (папа), котиком, кисой и т.д. Прочитайте какую-нибудь потешку или стишок о кошке, например:

Котик мягонький, котик ласковый,

Коготки из лап не вытаскивай.

Ты мурлыкалка, ты мяукалка,

Ты пушистая моя куколка!

Игра способствует развитию речи, навыков классифицирования. Знакомит с животным миром.
Собака

Вам потребуется: игрушка-собачка.

Придумайте вместе с ребенком имя вашей игрушке.

Поинтересуйтесь у малыша: знает ли он, где живет собака.

Сделайте конуру из кубиков или из картонной коробки.

Расскажите ребенку, что собака умеет сторожить дом.

Поиграйте в собаку-сторожа. Пусть малыш изобразит собачий лай, побегает на четвереньках. Поговорите о том, чем собака отличается от кошки. Обобщите материал: собака, как и кошка, живет с людьми, значит, она — домашнее животное.

Игра знакомит с животным миром, способствует развитию речи, навыков классифицирования, сопоставления.

Коза

Вам потребуются: карточка с изображением козы, игрушка-коза.

Рассмотрите карточку с изображением козы, покажите ребенку ее рожки, поиграйте в «Идет коза рогатая». Расскажите ребенку о том, что коза — домашнее животное, увидеть ее можно в деревне. Поиграйте в игрушку козу, попросите ребенка показать ее рога, глазки, ушки, ротик, объясните, что такое копыта. Расскажите, что кушает козочка, сымитируйте ее блеяние, побудите ребенка повторить его, можно прочитать малышу литовскую народную потешку:

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке,

Острые рожки,

Тоненькие ножки,

На самой макушке —

Бархатные ушки,

Язык полотняный,

Хвостик конопляный.

Игра способствует развитию речи, знакомит с животным миром.

Корова

Вам потребуются: карточка с изображением коровы, игрушка-корова.

Рассмотрев картинку с изображением коровы и обсудив все детали (корова большая — больше козы, и рога у нее — больше, ноги у нее, как и у козы, с копытами, а хвост совсем другой, глаза у коровы большие, красивые и нос — большой), расскажите, что корова дает молоко, не забывайте периодически повторять, что корова, как и коза, — домашнее животное. Поиграйте в игрушку, помычите, как корова, попросите ребенка повторить звук.

Прочитайте русскую народную потешку:

Рано-рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, коровушка, ступай.

В чисто поле погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Игра способствует развитию речи, знакомит с животным миром.

Лошадь

Вам потребуются: картинки с изображениями

лошади — всадник на коне, лошадь запряженная в телегу, игрушка-лошадь.

Рассмотрите игрушку- лошадь, пусть малыш покажет, где у нее глазки, носик и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что у лошади есть грива. Сравните хвосты лошади и коровы. Рассмотрите картинки, расскажите малышу, зачем впрягают лошадь в телегу, кто скачет верхом на лошади. Поиграйте в игрушку. Вспомните стихотворение «Я люблю свою лошадку…».

Игра способствует развитию навыков классификации, сопоставления. Знакомит с животным миром.

Дикие животные

Заяц

Вам потребуются: картинка с изображением зайца в лесу, игрушка-заяц.

Поиграйте с игрушкой. Рассмотрите, где у зайчика глазки, носик, какие у него уши, хвостик. Сравните с другими животными. Покажите ребенку картинку с зайчиком, расскажите, где живет заяц, как его называют (длинноухий, косой, заяц — длинные уши, короткий хвост и т.д.)- Поясните: «Заяц живет в лесу, значит, это — дикое животное.

Вспомните, каких животных называют домашними.

Спойте песенку про зайчика или расскажите стихотворение.

Игра способствует развитию речи, умению классифицировать. Знакомит с животными.

Лисичка-сестричка

Вам потребуются: картинка с изображением лисы, игрушка-лиса.

Возьмите в руки игрушку. Сделайте инсценировку прихода лисы: «Посмотри, кто к нам пришел?», пусть ребенок вам ответит сам. Продолжайте: «Да, это

лисичка-сестричка. Какая она рыжая и пушистая, какой у нее красивый хвост. Здравствуй, лисичка, ты откуда? — Я пришла из леса, посмотреть на (имя ребенка). В лесу у меня уютная норка и маленькие лисята. Я принесла вам свою фотографию (отдайте ребенку картинку). — Какая ты, лисичка, рыжая! И т.д.». Пусть лисичка споет песенку ребенку или прочитает стихотворение. Рассмотрите картинку, еще раз обратите внимание на цвет лисы, подумайте, с чем его можно сравнить (морковка, апельсин). Обобщите: лиса живет в лесу, значит, это дикое животное.

Игра развивает речь, навыки классифицирования, знакомит с жизнью животных.

Серый волк

Вам потребуется: картинка с изображением волка.

Прочитайте малышу стишок, понижая голос:

Кто самый страшный зверь в лесу?

Кто зайцев обижает?

Гоняет рыжую лису?

И жалости не знает?

Ррр-Р-Р-Р.

Рассмотрите картинку. Вспомните, в каких мультфильмах вы видели волка, в каких сказках о нем читали.

Какой он там был (злой, страшный). Объясните, что волк так же, как и лиса с зайцем, лесной житель. В лесу у него есть большая нора, которую называют логовом.

Обобщите: волк — дикое животное.

Игра способствует развитию речи, умению систематизировать предметы по признаку. Знакомит с жизнью животных.

Голоса животных

Вам потребуются: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

После того, как вы познакомили ребенка с животными, проведите обобщающие занятия. Вспомните, кто какие звуки издает, назовите их и изобразите.

Пчела — жужжит (Ж-ж-ж-ж).

Осёл — ревет (Иа-иа).

Утка — крякает (кря-кря).

Кошка — мяукает (мяу-мяу).

Петух — поёт, кукарекает (кукареку).

Ворона — каркает (как-кар).

Индюк — кулдыкает (кулды-кулды).

Лягушка — квакает (ква-ква).

Кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю).

Лошадь — ржёт (и-го-го).

Коза — блеет (ме-е-е).

Собака — лает (гав-гав).

Филин — ухает (уху-уху).

Гусь — гогочет (га-га).

Корова — мычит (му-у-у).

Слон — трубит (ту-у-у).

Тигр, лев — рычит (р-р-р).

Конечно, за одно занятие не стоит воспроизводить голоса всех животных. Спрашивать о том, какой звук издает то или иное животное, можно во время других игр, на прогулке и т.д.
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Птицы

Вам потребуются: карточки с изображениями птиц.

На прогулке рассмотрите птиц: сидящих на дереве, летящих в небе, гуляющих по земле. Покормите птиц, пусть ребенок кинет им крошки или семечки. Назовите всех встреченных вами птиц: «Это — ворона, она кричит «кар-кар», смотри какой большой у нее клюв. А вот — воробушек. Он очень маленький и шустрый. Видишь, как быстро он прыгает по земле и т.д.».

Обращайте внимание ребенка на то, как отличается оперение разных птиц.

По возвращении домой рассмотрите птиц на картинках, вспомните то, о чем вы говорили на улице.

Изобразите птичьи голоса.

Игра закладывает основы систематизирования, способствует развитию речи, знакомит с живой природой.

Полетаем?

Предложите ребенку поиграть в птичек.

«Воробушек». Напомните малышу, что воробей — маленький, крылышки у него — тоже маленькие. Пусть ребенок сядет на корточки и быстро помашет кистями рук.

Повторяйте: «Воробушек — шустрый, крылышками машет быстро-быстро». Попробуйте подпрыгнуть, сидя на корточках. Чирикайте вместе с ребенком.

«Ворона» — объясните ребенку, что ворона больше воробья, значит и крылья у нее больше воробьиных.

Покажите малышу, как махать полусогнутыми руками в среднем темпе, побудите его повторить ваши движения.

Сядьте на корточки и попробуйте так походить.

Поддерживайте ребенка. Пусть малыш каркает по-вороньи.

«Лебедь» — покажите ребенку изображение лебедя.

Расскажите о нем: лебедь — крупная птица, гораздо крупнее голубя и вороны. У лебедей длинные, красивые шеи и т.д. Внимательно рассмотрите картинку. Изобразите, как плавно машут лебеди крыльями (рука вытянута полностью), попросите ребенка повторить.

«Аист» — попробуйте постоять на одной ноге.

Игра развивает навыки сопоставления, улучшает координацию движений, способствует развитию речи.

.

Это сообщение было написано Среда, января 5, 2011 в 14:35 в разделе Игры и занятия для детей, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, Музыкальные занятия, Ранний возраст. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий