Музыкотерапия для детей с церебральным параличом от 1 года до 3 лет

 

История положительного влияния музыки на организм человека насчитывает не одно тысячелетие. В культуре любой страны можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей. По оценке ряда исследователей, в колыбелях человеческой цивилизации – Китае, Индии, Египте, Древней Греции – врачи, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

На современном этапе развития музыкальная терапия далеко продвинулась в исследовании влияния музыкального опыта на развитие личности. Ответ на вопрос, почему музыка столь тесно соприкасается с глубинными пластами нашей многообразной личности, нужно искать в прошлом, когда мы еще находились в материнской утробе и ощущали музыку ритма материнского сердца, музыку ее тела, музыку ее дыхания и голоса. Женщина, носящая в себе будущую жизнь, своим духовным «видением» как бы наносит «узоры» на матрицу постнатальной жизни своего ребенка. Так мудрая природа подготавливает ребенка к восприятию мира еще в утробе матери.

Многие исследователи показали, что музыка усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменят дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Детям, имеющим двигательные нарушения, часто изолированным от общества музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чем рассказывает музыка. Для того, чтобы музыкотерапия оказала положительное влияние на развитие и воспитание малышей, необходимо учитывать особенности детей с церебральным параличом. При этом заболевании особенно тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, часто сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрение, слух).

Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Здесь отмечается зависимость от степени тяжести нарушения функции рук: чем значительнее поражены верхние конечности, тем больше выражены у детей нарушения артикуляционной моторики. Таким детям на занятиях по музыкотерапии предлагается игровой материал для развития тактильного восприятия (мягкие игрушки, резиновые игрушки по методике М. Монтессори). В возрасте от 1 года до 3 лет у детей начинают проявляться музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. На втором году жизни дети могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, а выражать свое эмоциональное состояние – бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка» Е. Тимчивой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Кошка» Ан. Александрова. В процессе формирования музыкального восприятия стоит задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном прослушивании.

Особо важным звеном музыкотерапии является формирование музыкально-сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Музыкальное переживание по сути всегда сенсорно, так как музыка – и простейшие созвучия, и сложные образы – прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы являются показателями целостного восприятия, различения выразительных чувств, а также проявлений, связанных с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, что особенно важно для детей младшего возраста. В основе развития их музыкально-сенсорных способностей лежит вслушивание, различение, воспроизведение четырех основных свойств звука – высоты, длительности, тембра, силы. Развивая музыкальный слух ребенка, в программу по музыкотерапии включены музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука.

Детям на втором году жизни предлагаются детские инструменты и игрушки, с которыми они могут поиграть и затем угадать, какой инструмент звучит, сравнить тихое и громкое звучание. Для детей на третьем году жизни музыкально-дидактические игры несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» ребенку предлагается показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук). Упражнения развиваются в зависимости от поставленной дидактической задачи и от психофизических возможностей каждого ребенка. Нередко у детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости. Поэтому задания подбираются индивидуально.

Выполнению поставленных задач по музыкотерапии способствует программный репертуар. Для детей на втором году жизни он составлен из контрастных по характеру произведений, несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы: («Ах, вы, сени» – русская народная плясовая, спокойная «Колыбельная» М. Красева, «Лошадка». «Автомобиль» М. Раухвергера). Детям на третьем году жизни предлагается более сложный репертуар. В нем песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Кукла» М. Старокадомского), народные мелодии, инструментальная музыка.

Важным элементом музыкотерапии детей 1-3 лет с церебральным параличом является выразительное исполнение музыкального произведения. Вместе с тем при работе с такими детьми необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке – показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью используются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.

Более разнообразный музыкальный репертуар 3-4-летних детей помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостное переживание. В этом возрасте сохраняет свое значение использование игрушки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведениям. Усвоению музыки помогают краткие пояснения, выделяющие наиболее яркие художественные средства.

Музыкотерапия также способствует активизации познавательной и умственной деятельности. Дети о многом узнают, внимательно слушая музыку.

Но самое главное – это «школа чувств», которая формируется благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей.

Воспитывая малышей, развивая способности, обогащая духовно, знакомя и с более сложными произведениями, вы открываете перед ними еще один путь обогащения их музыкального опыта.

Средства музыкотерапии способствуют общему развитию личности ребенка с церебральным параличом. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям с двигательными нарушениями в доступной форме откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность, постоянно совершенствуя движения к общему оздоровлению всего организма в целом.

.

Это сообщение было написано Суббота, декабря 11, 2010 в 21:36 в разделе Лечебная музыка, Методическая помощь музыкальному руководителю, Музыкальное развитие детей, музыкотерапия, Новости Интернета, Ранний возраст. Вы можете получать сообщения подписавшись RSS 2.0 на ленту. Вы можете оставить комментарий, or trackback на Вашем сайте.


Оставить комментарий